ИВАН ПАНФИLOVE: СПАСИБО, ЧТО ПРИШЛИ, И ЧТО УЙДЁТЕ

panf

ПРОЛОГ

Эта группа была у нас одиннадцать лет назад, в далеком уже 1999 году. Тогда каким-то чудным ветром занесло в Спасск целую рок-тусовку, состоящую из грандов приморской альтернативы. И здесь, на сцене ДК «Приморье», весело куражились «Мексиканские пчелки-убийцы», «Тандем», Олеся Ляшенко и, конечно же, «Иван ПанфиLove». Зал, забитый до отказа, сотрясался от музыки, танцев и необузданной энергии как самих артистов, так и поклонников классной музыки, соскучившихся по ней, ибо до этого спассчане могли наблюдать нечто подобное лишь в 91-м, когда в славный город строительной индустрии Приморья приезжал «Чайф».
За одиннадцать лет, прошедших с того памятного «убойного» концерта, ни «панфиловцы», ни «пчелки» спассчан своим творчеством не радовали. Здесь вообще не было приезжих рок-музыкантов высокого уровня, за исключением арсеньевского «Четвертого дуста» и владивостокского «ДМ» (да простят меня поклонники других команд). И вот — концерт группы «Иван ПанфиLove», чьи композиции так популярны среди молодых жителей Спасска. Я удивился, когда услышал на сотовом телефоне своей семнадцатилетней дочери песню «Бессмысленны слова», написанную в 2000 году…
В общем, пропустить такое событие я не мог.
… В 17.20, за сорок минут до начала концерта, я подошел к «Приморью». Думал увидеть толпу фанатов, и был удивлен — никого. На крыльце ДК стоял лишь Женя Кузнецов, ди-джей радио «Трасса FM» и лидер группы «Клаус и Ко».
— А где люди-то? — спросил я.
— Это же Спасск, — меланхолично заметил Евгений, имеющий немалый опыт в проведении рок-мероприятий. — К шести подойдут, будь уверен…
Действительно, к шести часам фойе оказалось забито разномастной публикой. Здесь были и серьезные дяденьки, успевшие отрастить себе брюшко, и юные девчонки, и молодые люди без определенных занятий… Творчество группы оказалось понятно многим слоям населения.
— Почему я сюда пришел? — переспросил двадцатитрехлетний Егор Остапенко. — Потому что мне нравится Иван Панфилов, я его уважаю. Интересно послушать его вживую.
— А что тебе больше нравится, музыка или тексты?
— Если честно, то музыка. Тексты тоже хороши, но музыка на первом месте.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. РАЗОГРЕВ
Как и любой рок-концерт, этот начался с опозданием — но всего на 50 минут. Терпимо.
Рассевшись по местам, публика принялась разглядывать сцену, уставленную аппаратурой, как музыкальной, так и осветительной.
— Аппарат из «Би-эс-би» привезли, — рассказал мне Евгений Кузнецов. — Такого в нашем городе, наверное, никогда не будет…
Без десяти семь в зале погас свет. Зрители засвистели и зааплодировали. В клубах дыма, подсвеченного голубоватым фонарем, появилась первая фигура — почему-то одетая в зеленый костюм санитара. «Медик» начал подключать гитару.
Затем к микрофону вышел еще один человек. Ба! Да это же Лёша Беляков из спасской группы «Самогон»!
— Пока Иван Панфилов разминается, — сказал Леша, — мы споем пару песен… Да-да, он разминается, я видел лично, собственными глазами. Упражнения, приседания, все как положено… Кстати, мы здесь, на этой сцене, в последний раз выступали десять лет назад…
«Пара песен» обернулась получасовым выступлением, в котором прозвучали все хиты этого коллектива: «Для радости», «День рождения», «Любовь», «Песня про приморских партизан», не имеющая никакого отношения к банде молодых людей, нападавших в этом году на сотрудников милиции, и, конечно же, «Зоофилия», написанная, как сказал сам Алексей, на основе реальных событий:
Я не люблю зоофилию, мне нравится маркиз де Сад.
Мне так хотелось ее тела, я был влюблен, но был не рад…
Точно такой же репертуар «самогонщики» выдали в 99-м, разогревая публику перед выступлением гостей из Владивостока… Те же песни, та же рубашечка в русском стиле, подпоясанная витым шнуром, ставшая визитной карточкой Лёши… Дежа вю, словом. Но мне понравилось. Да и зрители не скучали, хотя и кричали порой: «Давай Ваню! Ваня, давай!»

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. НАЧАЛО
И Ваня дал!.. Забегая вперед, скажу, что музыканты отработали на все сто.
Едва ОН появился на сцене, как зал взревел от восторга. Подумать только — Иван Панфилов! Человек, написавший столько хитов. Ринувшийся некогда покорять Москву, и вернувшийся на родину, обретя если и не всемирную славу, то обширный житейский опыт. И вот он здесь, живьем. Знакомый многим лишь по плакатам, да дрожащим записям на «YouTube». Берет акустическую гитару и начинает:
Обнимаю тебя, братишка, как твои дела?
Наудачу всё ставишь фишки по сукну стола.
Ждешь, когда ляжет масть, сорвав весь банк,
как с гранатой под танк…
Закончив песню, он поменял гитары, взяв свой знаменитый «Telecaster», и зал наполнился электрическим звучанием… Кстати, вместе с Иваном приехали три музыканта: клавишник Артём Малащенко, бас-гитарист Рустам Фейзулаев и барабанщик Сергей Солоха. Возможно, их имена некоторым людям ничего не говорят, но то, что музыканты они классные, смогли убедиться все.
Иван чередовал композиции, исполняя как новые вещи, так и проверенные временем темы: «Обыкновенная мечта», «Контрабандист», «К морю»… После восьмой песни он вновь взял акустическую гитару (между прочим, «Martin&Co») и, оставшись один на один с публикой (музыканты ушли), исполнил несколько хитов, начав с композиции «Как парень»:
Воскресный день, мой дом сегодня пуст.
В кармане баксов хруст, и мелочь.
Бреду вперед, Зеленый угол ждет,
там втарить тачку мне хотелось.
Спев ее, он сказал:
— В качестве бонуса расскажу, что в среду выйдет новый выпуск программы «Приморье with Love», которую я веду. Так вот, в ней я расскажу про Зеленый угол.
— Ваня, мы смотрим! — откликнулась девушка с первого ряда…
Не знаю, услышал ли он этот крик в общем шуме зала, но следующей композицией музыкант будто поблагодарил слушателей, исполнив то, о чем его так долго просили:
Славный город, что на море, далеко, но нашенский.
Порт-столица, и в Приморье центр всей коммерции.
Знаменит своей погодой, криминалом и главой…
И весь зал подхватил:
И только мо-о-оре воды…
На этой пафосной ноте музыкант и попрощался со зрителями, оставив у них налет разочарования (как быстро все прошло!) и грусти (когда такое будет в следующий раз?) В зале вспыхнул свет, и люди стали расходиться.

ДЕЙСТИВЕ ТРЕТЬЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНЦЕРТА
Кто-то, возможно, уже успел выйти из зала. Кто-то, наверное, даже вышел из здания. Но многие все еще находились у сцены, ожидая чуда. Нет, ну в самом деле, как-то быстро все очень закончилось. А на бис?
Внезапно в зале раздался мерный перестук барабанов, заставивший людей остановиться, оглянуться и снять уже надетые шапки. И тут на сцене вновь появились музыканты. Погас верхний свет, зажглись цветные огни, и группа обрушила на стойких фанатов всю свою «золотую обойму» песен: «Малолетка», «Я всегда», «Молодость»…
Отыграв очередную композицию, Иван произнес:
— Надо бы заканчивать это безобразие…
И тут же запел «Любимую мою»:
Любимая моя, нет жизни без тебя,
и нет ее с тобой. Забрала мой покой,
мой аппетит и сон. Наверно, я влюблен
в тебя, и навсегда любимая моя — «Тойота-Целика».
А концовка концерта вообще оказалась сногсшибательной: «Бессмысленны слова» («Я лежу на хирургическом столе пластом») и «Послать всё на»… Некоторые девушки от избытка чувств танцевали прямо на креслах…
Когда музыканты попрощались со зрителями, было уже начало десятого.
— Спасибо, что пришли, и что уйдете, — сказал Иван Панфилов. — Увидимся, пока!

ЭПИЛОГ
В комнатке, приспособленной под гримерку, было неспокойно: просочившиеся поклонники просили автографы, и Панфилов, не снявший даже мокрой рубашки, охотно расписывался на плакатах, листках бумаги и купюрах… Чтобы навести некое подобие порядка, потребовалось вмешательство злого майора милиции, заявившего гражданам:
— Если через три минуты никто не уйдет, я вообще не выпущу отсюда музыкантов!
Журналистов «6 канала» и газеты «Спасск» майор все же пропустил. И я первым делом спросил у музыканта:
— А как к вам чаще всего обращаются? «Иван» или по настоящему имени?
Он задумался. А потом ответил так:
— Когда говорят «Иван», то это хорошо. Это значит — работа, музыка, заработок. А когда говорят «Сергей», то значит, как правило, зовут пить водку. Типа: о, Серега, пойдем бухнем… Так что мне больше нравится имя Иван.
(Интервью с Иваном Панфиловым читайте в следующем номере «Спасска»).
Евгений Якимов.