НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ КИНЕМАТОГРАФА

Как мы уже рассказывали, с 24 декабря в кинотеатре «Аврора» начался показ фильмов в формате 3D. Но что такое «3D»? В чем заключается секрет популярности формата и как вообще он работает? Это мы и решили выяснить.

ПРИХОДИТЕ НА СЕАНС ЗАБЛАГОВРЕМЕННО!

Признаться, такого я не видел давно. Наверное, со времен моей юности, когда в кинотеатр небольшого городка, где я тогда жил, привезли фильм «Кинг Конг». Столпотворение — это мягко сказано…

Казалось бы, утренний сеанс — 10 часов. Детское время. А в длиннющей очереди в кассу множество взрослых.

— Я фильм в формате 3D смотрела во Владивостоке, — рассказала посетительница кинотеатра Галина Михайловна Косынкина. — Вышла, и очень долгое время находилась под впечатлением от увиденного. Теперь вот хочу повторить это ощущение.

— А на какой фильм вы идете?

— «Щелкунчик и Крысиный король».

Еще один посетитель, Александр Малышев, уже видел этот фильм в Хабаровске.

— Мне понравилось! — сообщил он. — Вообще, формат 3D мне больше нравится, там больше объема, оно как-то более реально выглядит. Конечно, очки — это непривычно, но если к ним привыкнуть, то будет интересно!

Прозвучало сообщение, что в большом зале уже начинается сеанс, а люди все еще стояли за билетами.

— У нас в выходные и праздники очень много людей! — говорит мне администратор кинотеатра Екатерина Фиялова. — Поэтому хотелось бы напомнить, что у есть такая услуга, как предварительный заказ билетов. А то получается, как сейчас: уже идет сеанс, а люди по одному заходят в зал. Естественно, они и другим мешают, и сами нервничают, что не успевают посмотреть фильм полностью. Да еще нам надо объяснить людям правила пользования очками… Так что на сеансы в формате 3D лучше приходить заблаговременно.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОЧКИ

Каждый знает, что фильмы в формате 3D надо смотреть в очках. Но принцип работы очков знают единицы.

— Некоторые после сеанса говорят: «Можно, мы заберем эти очки? Вы же их все равно выбрасываете», — рассказывает Галина Мелкумян, генеральный директор ООО «Аврора». — Откуда такая информация? Мы приобрели два комплекта очков для большого зала, с тем расчетом, что пока идет один сеанс, очки, сданные гражданами с предыдущего сеанса, проходят санитарную обработку. Это общемировая практика! Приобретать дорогостоящие очки и выбрасывать их после сеанса вряд ли кто себе позволит.

Бывают и другие посетители, рассказывает Галина Ивановна. Те предлагают: «Давайте мы эти очки купим! А то мы приобрели специальный телевизор, а очков для них нет». Такие разговоры явно говорят о технической неосведомленности граждан.

— Очки в нашем кинотеатре подходят только для нашего оборудования! — предупреждает она. — Они не будут «работать» в других кинотеатрах или при просмотре телевизоров.

Действительно, в настоящий момент в мире существуют три основных технологии отображения 3D в кинотеатрах (о телевидении разговор вообще отдельный): это IMAX 3D, RealD и технология Dolby 3D. Последняя-то как раз и используется в аппаратуре, установленной в кинотеатре «Аврора». Эта технология формирует для каждого глаза изображения с разными длинами волн красного, зеленого и синего цветов. А специальные очки отфильтровывают определенные длины волн, так что зритель видит стереоизображение. В сравнении с IMAX 3D и RealD данный метод позволяет сэкономить на стоимости экрана (не требуется посеребрённый или алюминиевый экран), но стоимость самих фильтр-очков оказывается намного выше.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Так что же такое стереокинематограф или формат 3D? Говоря простым языком, это демонстрационная система, имитирующая наличие третьего измерения, то есть, вызывающая у зрителя иллюзию глубины. Трудно поверить, но эра стереоскопического кинематографа началась в конце 19-го века, когда британец Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стереоскопического фильма. В описании процесса указывалось, что изображения с двух пленок проецируются на экран рядом друг с другом, а зритель надевает стереоскоп, который совмещает два изображения в одно целое. Однако из-за того, что метод подразумевал использование слишком громоздкой аппаратуры, использование его в театрах представлялось непрактичным.

10 июня 1915 года в Нью-Йорке демонстрировалась целая серия экспериментальных фильмов, снятых по так называемому анаглифическому методу (в красном и зеленом цвете). А первым стереофильмом, демонстрировавшимся публично и в коммерческом порядке, была кинолента «Сила любви», показанная в Лос-Анджелесе 27 сентября 1922 года.

В СССР работы в области стереокино шли с 20-х годов прошлого века. В 1940 году в Москве, в малом зале кинотеатра «Художественный», состоялся демонстрационный показ фильма «Выходной день в Москве». А первым стереокинотеатром стал московский кинотеатр «Москва»: в феврале 1941 года здесь показали стереофильм «Концерт». Кстати, смотреть фильмы в этом кинотеатре можно было без очков, благодаря использованию специального экрана с щелевым растром.

В 1963 году в связи с распространением широкоформатных фильмов, в СССР была разработана система «СТЕРЕО 70», в которой было снято немало фильмов.

СПАСИБО ЦЕМЕНТНИКАМ!

По словам Галины Мелкумян, решение о приобретении кинотеатром аппаратуры формата 3D появилось еще в конце 2009 года. Первоначально планировали установить ее к середине 2010 года, но к тому времени не хватало главного — денег. Все таки стереокинематограф — удовольствие не дешевое. Например, для того, чтобы спассчане и гости нашего города смогли приобщиться к еще одному благу цивилизации, потребовалось порядка 5 миллионов рублей.

— Нам очень помог в этом «Спасскцемент», — говорит Галина Ивановна. — Спасибо цементникам! Мы сделали заказ в одной фирме, являющейся дочерним предприятием компании «Азия Синема». К нам приезжали два специалиста, один из которых — ведущий специалист — обслуживает всю Россию! Они нам и смонтировали всю аппаратуру, и будут ее дальше обслуживать.

Кстати, несмотря на то, что технология Dolby 3D не требует специального экрана, новый экран в кинотеатре все же появился.

— Если бы мы оставили старый экран, то он бы со временем потемнел, — рассказывает Галина Мелкумян. — Поэтому мы постарались вложить деньги так, чтобы обслуживание в нашем кинотеатре было на высоком уровне. Правда, теперь даже сложно предположить, когда эти затраты окупятся.

ТАМ, ГДЕ ДЕЛАЮТ ЧУДО

Галина Ивановна провела меня в ки… Хотел написать «кинобудку», но призадумался — так ли это? Наверное, правильнее сказать — «аппаратную».

Здесь сейчас установлены два аппарата: один для показа обычных «пленочных» фильмов, а другой — для демонстрации картин в формате 3D.

— Наверное, сейчас вам легче работать? — спрашиваю я у киномеханика Раисы Кузнецовой, уже лет двадцать показывающей фильмы.

— Физически, может, легче, — соглашается она. — Например, фильмопроверочные столы уже не нужны, и о склейке пленки не надо беспокоиться. А умственно работы ни грамма не уменьшилось.

Системный администратор Виталий Ткаченко кратко и просто, со скидкой на мою техническую необразованность, рассказал о принципах демонстрации стереофильмов:

— Фильмы приходят к нам на жестких дисках, мы их закачиваем на сервер. Через сервер идет на проектор — и показываем.

— То есть, это такой большой компьютер?

— По сути — да.

Он показал мне небольшой чемоданчик, в котором хранится жесткий диск с фильмом, легко умещающийся на ладони. Пленка с обычным фильмом такой же продолжительности заняла бы два больших чемодана.

— А еще вместе с фильмом нам присылают электронный ключ, — продолжает Виталий, — без которого мы показать фильм не сможем.

— Борьба с пиратством?

— Ну да. Нам присылают ключ к конкретному фильму, мы его также закачиваем на сервер и открываем для просмотра фильма.

На специальном экране установки я прочел: «Ключ действителен в течение 17 дней». Здесь же высвечивалась информация о демонстрируемом фильма: его название, какой объем (в процентах) уже показан, сколько времени осталось до окончания… Да, права моя дочь: сейчас без компьютерной грамотности — никуда. Даже в киномеханики не возьмут.

НЕСКОЛЬКО НАИВНЫХ ВОПРОСОВ

Разговаривая с Галиной Мелкумян, я поинтересовался:

— А имеются ли какие-то медицинские противопоказания для просмотра стереофильмов?

— Наверное, имеются, но тут уже надо смотреть индивидуально. Скажем, есть у нас один постоянный зритель, который давно мечтал посмотреть фильмы в формате 3D. Но через несколько минут у него закружилась голова — повысилось давление. А у кого-то все нормально, никаких неприятных моментов нет…

— Я слышал, что некоторые посетители жаловались: мол, очки выдают мокрые. Почему?

На этот вопрос ответила администратор Екатерина Фиялова. Она даже провела меня на второй этаж, где установлена моечная машина для очков.

— Когда у нас запарка, то есть, много людей приходят на сеанс, мы не успеваем просушить все очки после мойки, — поясняет она. — Но если очки немного влажные — это стопроцентная гарантия, что они чистые и прошли санитарную обработку. На качестве просмотра это не отражается…

Самое интересное, что когда в «Авроре» запускался формат 3D, едва не случилась досадная заминка: нигде в городе нельзя было найти специальной жидкости для мойки стереоочков. Хорошо, что коллеги из Владивостока помогли, подсказали, где можно приобрести и жидкость, и салфетки для просушки — тоже, между прочим, специальные.

Некоторые граждане, носящие очки (а я тоже отношусь к их числу), переживают, что людям со зрением «плюс» или «минус» просмотр стереофильмов противопоказан.

— Это не так, — уверяет Галина Мелкумян, — я вот, например, тоже очки ношу. Просто одеваю стереоочки поверх своих, и прекрасно смотрю фильмы в формате 3D.

Я, кстати, тоже попробовал, и могу теперь с уверенностью заявить, что одни очки другим не помеха. Да, непривычно поначалу. Но через пару минут забываешь о двойном комплекте оправ на носу. Так что, граждане, приятного нам просмотра!

Евгений Якимов.