Каждый вправе знать о праве

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Почему так важно знать права потребителей и области применения защищающего их закона? Беседу со спассчанами на эту тему организовали совместно с городскими властям специалисты ТОТУ Роспотребнадзора по ПК в ГО Спасск-Дальний. Встреча проходила в читальном зале библиотеки, а поводом для нее стал отмечавшийся в марте Всемирный день защиты прав потребителей.

Права потребителей – неотъемлемая часть прав человека и гражданина, в соответствии с Конституцией РФ они признаются и гарантируются государством. На их страже стоит федеральный орган – Роспотребнадзор. Он работает в тесной взаимосвязи с региональными и муниципальными властями.

— Защита прав потребителей — дело государственной важности, — считает начальник отдела муниципального заказа и потребительского рынка АГО Спасск-Дальний Олег Скажутин.- Почему? Да просто вся современная экономика построена на потреблении. Его высокий уровень обеспечивает необходимый для развития экономики финансовый оборот. Некачественные услуги, товары, работы тормозят процесс. Защищая права потребителей, государство в итоге защищает свои интересы. В феврале 1992 г. был принят закон «О защите прав потребителей». Он дополнялся и изменялся, причем, всегда в сторону ужесточения штрафных санкций к обидчикам потребителей.

Как обстоят дела с соблюдением прав потребителей в Спасске-Дальнем, власти города постоянно отслеживают. Для этого, по словам, Олега Георгиевича, на сайте администрации есть соответствующий раздел. Поступающие туда жалобы рассматриваются совместно с Роспотребнадзором.

Взяв слово, специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Спасск-Дальний Татьяна Зятина сразу пояснила: закон «О защите прав потребителей» относится исключительно к области платных услуг, товаров, работ.

Татьяна Васильевна подчеркнула: как бы ни был хорош закон, его реализация целиком зависит от самих граждан. Ведь в случае нарушения потребительских прав бремя предоставления доказательств целиком ложится на них. Не у всех хватает желания и настойчивости довести до конца свое дело, ведь для этого требуется предпринять целый ряд действий.

К примеру, прежде, чем обратиться в суд, потребитель, считающий, что его права кем-то нарушены, должен попытаться решить вопрос в досудебном порядке.

— Если вам продан товар ненадлежащего качества, предоставлена услуга, нужно в обязательном порядке написать претензию, — инструктировала собравшихся Татьяна Зятина. — В ней оговорить: какие недостатки в товаре или услуге вы обнаружили, что требуете и в какие сроки. Претензия пишется в 2-х экземплярах. На одном вам должны расписаться о принятии документа. Как показывает практика, многие конфликты разрешаются уже на этом этапе. Но если претензии в срок не выполнены, можно смело идти в суд. В случае затруднений по составлению претензии, судебного иска, обращайтесь к специалистам Роспотебнадзора по адресу: ул. Кустовиновская, 3, кабинет № 8.

Свои рекомендации по защите прав потребителей в области жилищно-коммунальных услуг дал собравшимся еще один участник встречи — замглавы администрации ГО Спасск- Дальний Фёдор Ерёмин:

— Водоснабжение – это услуга, которая должна предоставляться надлежащего качества, согласно ваших договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией, — сказал он. — Если услуга вас чем-то не устраивает, составьте акт, в котором укажете свои претензии. Если факт подтвердится, вам обязаны сделать перерасчет. Также и с перемерзшими колонками. Если нарушены условия договора, колонку не починили в установленный срок, обращайтесь в суд для возмещения материального и морального вреда.

К сожалению, заметил Фёдор Анатольевич, граждан, защищающих свои потребительские права цивилизованно, не так много. Большинство предпочитает изливать эмоции, звоня в различные инстанции. Может, от этого им на время становится легче. Но проблема-то не решается!

Точку в таких вопросах ставит суд. И судов бояться не стоит. Статистика свидетельствует: в 90% случаев они принимают сторону потребителей. Еще одна немаловажная деталь: иски по защите прав потребителей не облагаются пошлиной.

Напомнили организаторы встречи присутствующим и о превентивных мерах защиты потребительских прав: заключать договоры с поставщиками услуг и работ (договор — охранная грамота для решения вопроса в суде). Второй совет — игнорировать магазины, где обвешивают, обсчитывают, хамят и торгуют некачественными товарами.