Место смерти — пешеходный переход

VLUU L100, M100  / Samsung L100, M100

За 10 месяцев 2013 года на дорогах Спасска-Дальнего и Спасского района было совершено 33 наезда на пешеходов. Итог печален: пять человек погибли, 30 получили травмы различной степени тяжести. О причинах этих трагедий и о том, как предотвратить их в будущем, в беседе нашего корреспондента с начальником отдела ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Спасский» Алексеем СТЕПАНЧУКОМ.

НАРУШИТЕЛИ ПОНЕВОЛЕ

Спасск отнюдь не мегаполис, Спасский район — тем более. Нам неведомы пробки на дорогах, не столь велик и местный автомобильный парк, а людей, тем не менее, давят. Почему?

— Основная причина — недисциплинированность пешеходов. Из 33-х наездов 25 случились именно из-за этого: пострадавшие переходили или перебегали дорогу в неположенных местах, либо шли по проезжей части. Справедливости ради нужно сказать, что эти цифры могли быть и меньше, будь у нас лучше дорожные условия. Взять, к примеру, улицу Мельничную. Там ни обочин, ни тротуаров. На Ленинской во время дождя тротуары сразу уходят под воду. Подобных мест немало даже в центральной части города, что говорить об окраинах. А сколько заплывших грязью пешеходных дорожек! Вот народ и выходит на проезжую часть. Наказывать людей за это как-то даже бесчеловечно. В таких случаях мы не штрафуем, просто предупреждаем об опасности.

Я вам еще приведу статистику: за 10 месяцев текущего года в городе и районе произошло 125 дорожных происшествий с пострадавшими. В результате погибли 17 человек, 156 — ранено. В 61-м случае, а это практически половина, совершению ДТП сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, в том числе — отсутствие освещения, знаков, разметки дорожного полотна, обочин и тротуаров. То есть там не был выполнен практически весь спектр необходимых норм по содержанию дорог. По каждому случаю наезда на пешехода проводилось разбирательство и принимались меры административного воздействия к собственникам дорог (выписывались протоколы и предписания на устранение недостатков).

Собственники дорог – это кто?

— Применительно к территории нашей ответственности собственников не так много. За городские дороги отвечает администрация города, за федеральную автомобильную трассу – соответствующая дорожная организация, за центральные дороги в сельских населенных пунктах – департамент дорожного хозяйства края.

СМЕРТЕЛЬНАЯ «ЗЕБРА»

Давайте вернемся к статистике. Там есть цифры, которые меня лично просто шокируют: из 33-х наездов на пешеходов 8 случились там, где, казалось, подобное не должно происходить в принципе — на пешеходных переходах. До недавнего времени я полагала, что «зебра» — гарантия безопасности. Но случившаяся в этом месте череда трагедий, опрокинула эту уверенность. За еще не полный год — десять сбитых пешеходов, трое – насмерть!

— К сожалению, это так. По сравнению с прошлым годом, число подобных происшествий увеличилось ровно вдвое. В 2012 году их было 4. Тогда один человек погиб и четверо были травмированы. Объясняется это целым комплексом причин, одна из которых – безответственность водителей, низкий уровень культуры вождения. По Правилам дорожного движения, на нерегулируемых пешеходных переходах (а у нас они все такие) водитель обязан уступить дорогу пешеходу, если тот ступил на проезжую часть. К сожалению, не все и не всегда соблюдают это правило. Находятся «шумахеры», которым закон не писан.

Безнаказанность — прямой путь к беспределу, и на дорогах тоже.

Перед инспекторами ДПС стоит задача уделять максимальное внимание таким нарушениям и привлекать к ответственности каждого водителя. Кстати, граждане тоже могут нам в этом помочь, если будут фиксировать номера машин нарушителей и сообщать о них в дежурную часть полиции.

Те, кто сбил пешеходов на «зебре», как объясняли произошедшее?

— Самый частый ответ: «Не заметил». Что-то отвлекло. Возможно, говорил по мобильному телефону. Законом это запрещено, но происходит довольно часто. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии — еще одна причина. Двух женщин на пешеходном переходе в микрорайоне им. С. Лазо сбил именно нетрезвый водитель. Одна из пострадавших в последствии скончалась.

ШТРАФ — НЕ МЕРА?

За «пьяное» вождение сейчас серьёзно штрафуют. Неужели это не останавливает?

— Пока не чувствуется. В октябре сотрудниками ДПС были задержаны 44 нетрезвых водителя, в их числе и отказавшиеся пройти соответствующую экспертизу. (Если честно, я не понимаю тех людей, которые управляют автомобилем в состоянии опьянения, а когда их задерживают, умоляют отпустить, клянутся, что руль — их хлеб, дома дети не кормленные и т.д. Вопрос: если твоя профессия – водитель, почему ты об этом не вспоминаешь перед тем, как сесть пьяным за руль?). Судьями уже был вынесен ряд постановлений о лишении права управления транспортными средствами и штрафе в размере 30 тысяч рублей (ужесточение наказания с 01.09.2013 года). Однако, считаю, что штраф, даже столь значительный, не та мера, которая могла бы и впрямь изменить ситуацию.

А какая могла бы?

— Арест машины до полного погашения штрафа. Неважно: твоя машина, чужая. На какой ты был пойман, та и ставится на арестплощадку. Посмотрите, сколько на пьяного водителя тратится сил и времени: их ловят, на них составляются протоколы, затем их направляют в суд, суд рассматривает, потом начинают работать судебные приставы — столько разных структур! А так нарушитель сам суетиться будет, и уже задумается, попадать ли ему еще раз в подобную ситуацию.

Чем в юридическом плане грозит водителю наезд на пешехода в зоне действия пешеходного перехода?

— Все зависит от степени тяжести травм пострадавшего. За лёгкий и средний вред здоровью – предусмотрены штраф или лишение прав управления. В случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, наступает уголовная ответственность. Какая б она ни была, даже условная, это — клеймо на всю жизнь. По закону, ни сами эти водители, ни их близкие родственники уже не смогут занять государственные посты, работать в полиции, прокуратуре, суде и т.п.

ДУМАЙ, ПОТОМ ОБГОНЯЙ

В сентябре на Краснознаменной улице была сбита девочка и тоже на пешеходном переходе. Это случилось утром, по дороге в школу. Ребенок пошел по «зебре», когда водитель первой машины уступил дорогу. Водитель идущего следом автомобиля не понял, почему передний притормозил, пошел на обгон и сбил школьницу (к счастью, она осталась жива). Знак дорожного перехода в этом месте отсутствовал. Прокомментируйте это ДТП.

— Вождение автомобиля требует постоянной бдительности и осмысления каждой дорожной ситуации. В населенном пункте, где в любой момент, и не только на «зебре», возможен выход пешехода, нужно быть особо внимательным. Машина, что впереди, не просто так остановилась, а по какой-то причине. Прежде, чем обгонять, нужно было выяснить: почему? В данном случае налицо недисциплинированность водителя, который забыл, что автомобиль — источник повышенной опасности.

ДАЛЕКИ ОТ ИДЕАЛА

Существует ли ГОСТ на обустройство пешеходных переходов? Если да, то насколько пешеходные переходы в Спасске-Дальнем ему соответствуют? Я это спрашиваю потому еще, что в нашу рубрику «Дежурный корреспондент» не раз сообщалось о фактах, когда разметка была в одном месте, а знак — метров на 40 дальше.

— ГОСТ, конечно же, существует. Надлежащее состояние пешеходного перехода таково: ширина разметки не менее 4 м, знак расположен не более чем за метр от ее края, есть освещение, подходы к пешеходному переходу обустроены. Они должны быть заасфальтированы, забетонированы или выложены брусчаткой. У нас зачастую к ним ведут лишь протоптанные людьми тропинки. За последний год немало было сделано для приведения пешеходных переходов (их в городе около 60-и) в соответствие с требованиями ГОСТа. Ситуация стала лучше, но проблем еще много. Они связаны с общим состоянием дорожной сети. К примеру, бордюрный камень у нас разрушен почти полностью. А он, между тем, является линией разграничения тротуара и дорожного полотна.

Со знаками ситуация вышла такая: места расположения пешеходных переходов тоже должны соответствовать ГОСТу. В ряде случаев был необходим перенос, его произвели, но сначала нанесли разметку, а знаки, по финансовым причинам, к ним «подтянули» позже.

И как поступать в этом случае водителю?

— Правила допускают обозначение пешеходного перехода одной лишь разметкой, или одним только знаком. В данном случае водителям следовало притормаживать дважды, что было совсем не лишним, если учесть, что люди привыкли там ходить. Знак, как закон, должен соблюдаться неукоснительно.

БЕРЕЖЕНОГО БОГ БЕРЕЖЕТ

С водителями более-менее ясно, как ясно и то, что «зебра» сама по себе не гарантирует безопасности пешеходам. И что же им делать?

— Вспомнить одну прописную истину: береженого Бог бережет. Прежде, чем ступить на дорогу, посмотреть сначала налево, потому что это – ближайшая полоса движения транспорта. Убедиться, что идущая по ней машина действительно снизила скорость и готовится остановиться, либо, что она находится очень далеко и едет не быстро. Дальше смотришь направо, убеждаешься в том же, и только тогда идёшь. Если видишь: машина несётся, и намерения уступить дорогу у водителя нет, лучше постоять. Пусть он пролетит, этот торопыга. Жизнь и здоровье дороже.

КАК СНИЗИТЬ РИСК  ДТП?

Что, на Ваш взгляд, можно и нужно сделать, чтобы люди не оказывались под колесами автомобилей?

— Начну с того, что уже делается со стороны ГИБДД. По результатам анализа аварийности выявляются особо тяжелые участки дороги, так называемые, «очаги аварийности», и время суток, когда там случается основная часть ДТП. К ним мы и приближаем наряды ДПС, которые там дежурят именно в эти часы. Перемещаясь из одного очага в другой, наряды также ведут наблюдение за порядком на дорогах. Практически каждые выходные мы проводим рейдовые мероприятия. Плотность нарядов увеличивается, они мобильны, поработали в одном месте, переместились в другое.

То есть, водители должны быть готовы к встрече с ними в любой точке города и района?

— Не нужно готовиться, нужно — не нарушать. Но у нас ведь как: есть гаишники — правила соблюдаются, нет их – можно и покататься. Пост ГАИ у каждого пешеходного перехода не поставишь. Поэтому самая эффективная, на мой взгляд, мера – создание рядом с ними – искусственных неровностей. Понятно, что на это нужны деньги, которых в бюджете всегда не хватает. Но было бы неплохо найти возможность для начала установить «лежачие полицейские» и соответствующие дорожные знаки хотя бы вблизи образовательных учреждений и автобусных остановок.

Уличное освещение — еще один способ снижения риска ДТП. В пятницу был рейд. Едем по Советской, 3 часа ночи, прямо по краю проезжей части идут две девушки. Спрашиваю: почему не по тротуару? Они говорят: «Там темно, а дорога освещается». У нас есть места, где фонари освещают проезжую часть, а необходимо еще и пешеходные дорожки. Во-первых, идти комфортнее, во-вторых, на освещенном участке менее вероятно совершение каких-либо преступных посягательств на граждан. Также хотелось бы увидеть в нашем городе побольше пешеходных ограждений, особенно на центральной площади и по улице Ленинской. Это позволило бы снизить число нарушений, связанных с переходом проезжей части в неустановленном месте,  и исключить возможность движения транспорта по тротуарам и по самой площади. Все мероприятия ресурсоёмкие, требуют немалых финансовых затрат, но они необходимы для безопасности дорожного движения.

НЕ ПРИХОТЬ — НЕОБХОДИМОСТЬ!

— Есть еще один момент, который нельзя упускать, — воспитательный, а именно привитие детям навыков безопасного поведения, как на дороге, так и на улице вообще, — продолжает Алексей Анатольевич. — Этим постоянно должны заниматься и образовательные учреждения, и семья. Но часто я вижу обратное, когда родители сами водят детей через дорогу как попало. Таких взрослых «воспитываем» уже мы, применяя к ним меры административного воздействия.

Хочу обратить внимание читателей, что наша строгость — не прихоть и не погоня за показателями. Действия службы госавтоинспеции адекватны сложившейся в городе и районе обстановке с аварийностью, а она у нас, сами видите, пока не утешительная.

 

 

Комментарии закрыты.