На одну школу меньше

Школа №16, г.Спасск-Дальний
Школа №16, г.Спасск-Дальний. Фото: spasskdal.ru

В 2003 году школа № 16 города Спасска-Дальнего переехала из старого здания (барака) на улицу Складскую в типовое здание детского сада, потеснив дошкольное учреждение. Но в 2011 году было принято решение присоединить школу № 16 к МБОУ СОШ № 3, и с того времени она стала называться Филиалом. А через 4 года город решил, что этот Филиал надо закрыть. Однако у родителей учеников по этому поводу есть своё мнение.

Нельзя закрывать нашу школу, — считает Виктория Танская, мама пятиклассницы. – Мы бы еще поняли, если бы у нас были классы не укомплектованы. Я понимаю, что в стране кризис, но для чего закрывать школу? Почему я, налогоплательщик, должна куда-то возить своего ребенка? Почему я каждый день должна переживать, добрался ли мой ребенок до школы или со школы? Я и муж работаем, возить дочь в школу мы не сможем.

А у Евгении Леоненко в филиале школы № 3 учится сын-семиклассник. И Евгения уже наперед знает все трудности, с которыми столкнется ее сын при переходе в другую школу.

— Мой сын уже пережил одну смену коллектива, — поделилась Евгения Леоненко. – В первый класс он пошел в седьмую школу, потом ее закрыли. Во втором классе сын начал обучение в этой школе, и вот теперь ему опять надо менять школу. Смена школы для моего сына обернется стрессом, ему трудно будет вжиться в новый коллектив. А еще у учителей разные требования. Он привык к одним, а в другой школе будут абсолютно другие.

Сегодня в школе обучаются 118 детей. И можно отметить, что, как бы ни звучали пафосно слова «Школа – это родной дом», для этих ребят – это так и есть.

— Наши дети всегда под присмотром: и в учебное время, и на каникулах, — рассказала Евгения Леоненко. – Класс у сына дружный, и ребята всё время проводят вместе.

— После занятий дети здесь же, в школе, занимаются в кружках, — поделилась Виктория Танская. – Здесь дети рисуют, делают поделки, вышивают, вяжут. И это большой плюс, ведь не каждый родитель сможет отправить ребенка для дополнительных занятий в центр города. А тем более в нашем микрорайоне проживает много малообеспеченных семей.

О том, что в школе создан хороший микроклимат, говорит и Елена Ордина, директор филиала МБОУ СОШ № 3:

— В нашем микрорайоне школа и детский сад играют большую роль, ведь здесь больше ничего нет. Отношения в школе — как в большой семье: у нас не обижают младших, не дерутся. Ребенок может подойти к учителю, обнять, поцеловать и поделиться своими проблемами. И хоть детей чуть больше ста, а нас, учителей, десять, мы всегда знаем, что у ребенка на душе.

Но и проблем у маленькой школы хватает: не хватает классных помещений, нет спортзала, столовой, медицинского кабинета, оборудованного компьютерного класса.

— Сейчас уже введены новые федеральные государственные стандарты (ФГОС). Согласно им все условия для обучения детей должны быть соблюдены и должны быть выполнены, — сказала Елена Ордина. — Первое условие, которое мы не выполняем, — это площади. У нас нет кабинетной системы, каждый класс занимается в своем классе. У нас нет кабинета информатики. Школа не укомплектована компьютерами, сейчас финансирование школ идет от количества детей, а так как у нас мало учеников, то размера субвенций хватает только для того, чтобы приобрести несколько комплектов учебных пособий для учеников, это я считаю первоочередной задачей.

Решение о закрытии школы давалось нелегко. Но этот вопрос уже несколько лет стоял на обсуждении.

— Мы как только могли сохраняли школу в микрорайоне, — сказала Татьяна Косьяненко, начальник управления образования Администрации ГО Спасск-Дальний. — Но пришли новые времена, и уже сегодня школа не соответствует новым ФГОСам. Это сказывается на успеваемости детей. Качество обучения в филиале составляет 10% (из 118 человек на «4» и «5» обучается 17 человек), в то время как средний процент по городу составляет 35%. Еще один немаловажный аспект, повлиявший на решение о закрытии школы, — это низкая наполняемость классов: 14,5 человека при нормативе не менее 25 (в классах – от 9 до 15 человек, только в одном классе – 22 чел.). Средняя наполняемость классов влияет на объем выделяемых субвенций на обеспечение реализации общеобразовательных программ. Полная оплата из краевых средств производится при соблюдении норматива. А этого в филиале нет, и даже присоединение к школе № 3 не улучшило ситуацию. Сегодня средства краевого бюджета выделены только на 4 класса. С августа 2015 года средств на оплату труда педагогов уже не будет, а местный бюджет не имеет права выполнять не свои обязательства.

А что же будет с детьми? Куда они пойдут? И как будут добираться до другой школы, ведь здесь обучаются дети из нескольких микрорайонов: «Партизанский», «Блюхера», «Силикатный», «Северный»? Предоставят ли работу учителям?

— Родители могут выбрать любую школу, но мы хотим в основном, чтобы дети перешли в 12-ю школу, — сказала Татьяна Косьяненко. — Предельная наполняемость этой школы 623 человека, а в настоящее время здесь обучается 336 детей. В связи с этим школа спокойно может принять учеников филиала школы № 3.

В 2013 году для школы № 12 получен автобус, соответствующий всем ГОСТам для перевозки детей. Это позволяет организовать подвоз детей в школы города.

— Мы будем стараться, чтобы дети остались в своих коллективах, то есть по возможности определять детей в один класс, создавать психологически комфортную обстановку, — пояснила Татьяна Косьяненко. — Что касается учителей, то им будет предложено перейти в другие школы города, а также в школу № 12, где требуются учителя русского языка и литературы, физики, информатики, начальных классов.

Но нет худа без добра. При ликвидации филиала школы детскому саду № 2 «Капелька» будут возвращены площади, где можно будет оборудовать прачечную, дополнительную группу, а также спальни.