Главное испытание

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сколько этапов ни предусматривала бы программа конкурса «Учитель года», основным испытанием для участников неизменно остаются конкурсные уроки по предмету.

Именно они наглядно демонстрируют профессионализм конкурсанта. Для усложнения задачи уроки проводятся на базе опорных школ в незнакомых классах. За урок участники могут заработать наибольшее число баллов. Однако и требования к нему предъявляются максимальные.

— Мы постоянно совершенствуем критерии конкурсных уроков, — говорит Раиса Бочкова, начальник методического отдела городского управления образования. – Сегодня они соответствуют критериям Всероссийского конкурса «Учитель года».

В этот раз в профессиональном конкурсе участвуют только учителя-предметники, нет педагогов дошкольного и дополнительного образования, как было в предыдущие годы. В какой-то степени нынешний конкурс – конкурс среди равных. Все — приблизительно одного возраста с педагогическим стажем порядка 20-и лет. Все — опытные и состоявшиеся педагоги.

— В этом их сила. Но из-за этого же обстоятельства им тяжелее переходить на новый государственный стандарт, потому как главное в нем – системно-деятельностный подход, — комментирует Раиса Ивановна. — Он отличается от подхода традиционного, когда учитель говорит, а класс слушает. Современный педагог должен уметь стимулировать самостоятельную образовательную деятельность ученика. На этот уровень мы и стараемся вывести наших конкурсантов. С ними работает компетентное, строгое, но справедливое жюри, которое по итогам конкурсных испытаний всегда указывает участникам на сильные и слабые стороны их уроков, подсказывает, в каком направлении развиваться дальше. Поэтому, несмотря на то, победит участник или нет, конкурс «Учитель года» — всегда мощная учеба, выход на новый уровень профессионального мастерства.

— В начале, не скрою, были мандраж и страх. Но сейчас я уже влился в процесс. Появился спортивный интерес, — говорит участник конкурса Александр Нелипа, учитель физической культуры школы №15.

Несколько лет назад Александр Сергеевич работал в группе поддержки коллеги, участвовавшего в конкурсе «Учитель года» . В этом году решил вступить в борьбу сам.

— Меня выдвинул коллектив, — продолжает он. – И теперь наши учителя помогают мне на всех этапах конкурса. Поддерживают морально и методически, наполняют знаниями. Я всем очень признателен и постараюсь не уронить честь нашей школы и всего сообщества учителей физкультуры.

По условиям конкурса, после каждого открытого урока участники проводили самоанализ своего учебного занятия. Жюри было важно видеть, как конкурсанты умеют подмечать и подвергать разбору свои ошибки, какие выводы делают и какие цели на будущее ставят перед собой. Способность глубоко и точно анализировать оценивалась по пятибалльной системе. Несмотря на чрезвычайно высокие критерии оценки конкурсных уроков, этот этап все участники преодолели достойно.