Больше знаешь, лучше понимаешь

2 апреля — Всемирный день информации об аутизме.

«Да, у него есть особенности — а у кого их нет?
Да, пока что с ним не поговоришь так, как с другим мальчиком его возраста.
Да, у него другой путь.
Но он такой же человек и такой же ребёнок, как и любой другой.
Более того, для меня он особенно дорог, потому что во многом он нами выстрадан,
и благодаря ему в моей жизни многое кардинально изменилось.
Никто не знает его потенциала и всего того, что в нём есть. А я знаю.
И я верю в него и в то, что Господь его не оставит».
Ольга Валяева «Растить особенного ребёнка».

А он родился не такой…

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма отмечается по решению ООН с 2008 года как выражение мировой обеспокоенности возрастающей долей детей, страдающих аутизмом, указание на важность ранней диагностики и всесторонней помощи людям, имеющим этот, пока еще плохо изученный недуг.

Аутизм, объясняют специалисты, — это нарушение развития нервной системы, которое проявляется, как правило, в течение первых трёх лет жизни. Заболевание диагностируется при наличии трёх симптомов: недостатка социальных взаимодействий, ограниченности интересов, повторяющегося репертуара действий. Аутисты могут быть и высокоинтеллектуальными, и умственно отсталыми; весьма одаренными в какой-либо области, но при этом не иметь элементарных навыков ухода за собой, и т. д.

Ранняя диагностика и своевременная клиническая, психологическая и педагогическая коррекция дают большинству аутичных детей возможность не только подготовиться к обучению, но и развить потенциальную одаренность. Упущенное время катастрофично снижает шансы социализации.

Первые успехи

Всё это не нужно объяснять мамам и папам, посещающим «Школу родителей особенных детей» в районном Центре детского творчества с. Спасского. Год назад ее открыла спассчанка Ирина Мухортова, мама двух мальчиков-аутистов. Стремление помочь сыновьям и другим особенным ребятишкам побудило ее получить второе высшее образование учителя-дефектолога и проводить в своей школе регулярные занятия по программе, разработанной специально для детей с особенностями психо-речевого развития.

В помощь себе Ирина Мухортова призвала преподавателей и студентов Спасского педагогического колледжа, учебного заведения, где есть отделение, выпускающее специалистов по работе с особенными детьми.

— Первое занятие прошло у нас в апреле прошлого года. Мы говорили о проявлении любви к особенным деткам, — говорит педагог-психолог Школы Светлана Павленко. – Тогда перед собой я видела уставших, отчаявшихся и глубоко закрытых внутри себя мамочек. Сегодня это уже совсем другие женщины, более сильные, уверенные в себе и своих возможностях. Я очень благодарна тем первым, кто пришел в нашу школу, они с нами и сейчас. Скоро нашему клубу исполнится год, и я всё больше убеждаюсь в том, насколько важны родителям особенных деток наши встречи. Уверена, что вместе мы многого добьемся.

Собираться вместе родителям аутят и детей с другими особенностями развития очень важно. Здесь они общаются в среде людей, несущих такое же бремя, могут обсудить общие для них проблемы, получить необходимую информацию. Помимо этого, в клубе проходят занятия для детей.

– У деток с диагнозом аутизм нарушено сенсорное восприятие, — рассказывает Ирина. — Для коррекции мы применяем специальную сенсорную дорожку, на которой ребенок встречает много разных материалов. К примеру, тема последней встречи у нас была  «Путешествие в деревню». 15 ребят помогали «бабушке Кате» «кормить цыплят и домашних животных», «доить корову», варить кашу…На сенсорной дорожке у нас были дрова, сено, яичная скорлупа, кукурузные початки и др. После наших занятий мы всегда наблюдаем позитивные сдвиги. У детей стало меньше страхов от соприкосновений с незнакомыми им предметами.

Недавно по случаю дня рождения одного из ребят в клубе прошло чаепитие. Это был новый для детей опыт, и он пришелся им по душе.

Нужна не жалось, а понимание

Как их сыновья и дочери будут жить после них – вопрос, который родители аутят зачастую боятся себе задавать. Российское общество пока что не может похвалиться такими успехами социализации аутично расстроенных людей, как, например, израильское. Там существуют специальные государственные программы, благодаря которым дети с диагнозом аутизм получают образование, необходимые навыки и профессию. Нам до этого уровня еще далеко, но это не значит, что мы не должны пройти этот путь.

Для начала следует научиться просто не отторгать и не осуждать семьи с особенными детьми.

«От имени всех мам деток с особенностями я прошу вас не мерить их своими категориями, — пишет в соцсетях мама особенного ребенка Ольга Валяева. — Даже если у ребёнка нет руки, ноги, если он не может ходить, говорить, отличается от других, если у него больше хромосом, чем у вас, или он в себе и своём мире, это не делает его хуже, не делает его неудавшимся экземпляром человеческого рода и вида. Если вам кажется, что такой ребёнок не человек, что он ничего не понимает и было бы лучше без него, если вы испытываете просто жалость, то проходите мимо.

Не надо впадать и в другую крайность, просят мамы и папы особенных детей, — считать родителей  жертвами обстоятельств и приписывать им героические черты. Ведь любить своего ребенка –  естественное чувство.

«Он такой же человек, как и любой другой,пытается донести до читателей Ольга Валяева. — И нервов треплет не больше, чем все обычные дети, и радости приносит не меньше, чем другие. Я вижу в нём обычного мальчика, к которому нужен другой подход. И всеми силами стараюсь относиться к нему как к обычному, не делая ему скидок за особенности, не срывая на нём своё бессилие, не жалея его и не переделывая. Необходимо отпускать, уважать, принимать, доверять. И когда он чувствует это от меня, он расцветает и раскрывается. И я понимаю, что всё это не зря…»

Свято верят, что всё не зря, и члены Спасской Школы родителей особенных детей. Сегодня в этом сообществе состоит уже 21 семья, причём, не только с аутятами, но и детьми с другими особенностями развития. Здесь не делают различия в диагнозах, месте жительства, а стараются помочь всем, кто к ним обращается. В Школе планируют проводить бесплатные индивидуальные занятия психолога с не говорящими детьми и надеются на продолжение сотрудничества с волонтёрами из педагогического колледжа.

А всем нам важно знать, что ребёнку с аутизмом НУЖНО И МОЖНО помочь адаптироваться во внешнем мире. Для этого ему необходимы внимание, любовь, забота, обучение и воспитание. Внешний мир должен быть готов воспринять людей с особенностями и помочь им жить дальше.

От редакции: Если вы хотите знать больше о Школе родителей особенных детей, обращайтесь по телефону 8—904—625—98—05.