CАМ СЕБЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

 


Процесс изучения истории может быть не менее интересен, чем детектив с закрученным сюжетом. В этом убедились школьники Спасска-Дальнего, участники разработанного городским музеем урока-практикума в формате «полевых исследований».

Спасский краеведческий музей давно осуществляет проекты необычных уроков истории для учащихся школ.

— Идя в музей, ребята предполагают, что их ждет обычная экскурсия, где зачастую люди слушают информацию, но не могут её в себя вместить. Такой формат не нов и не всегда воспринимается, — рассказывает методист Спасского краеведческого музея им. Н. Береговой Анна Маханова. — Мы сегодня даём ребятам возможность самим заняться активным изучением той или иной темы. Не нужно стоять и слушать, нужно действовать. У нас бывали уроки, когда дети делали выставки, перевоплощались в археологов и извлекали из земли осколки древней керамической посуды. Бывали занятия по наскальной живописи и другие. В этот раз мы решили позволить школьникам примерить на себя образ исследователя старины, человека, который находит  что-то необычное и через свои ощущения описывает его.

На одном из таких уроков-практикумов с участием восьмиклассников школы № 1 побывала и я. Местом встречи оказался памятник военнопленным Первой мировой войны, отметивший 5 октября этого года свое 100-летие.
Удивительное скульптурное сооружение, расположенное на улице Горького в районе подстанции, в прошлом году пережило второе открытие после произведенных на нём реставрационных работ. По этому случаю состоялась торжественная церемония, на которой присутствовали послы Австрии, Венгрии и Турции. К истории мемориала обратились СМИ и местные жители, заинтересованные внезапным вниманием мирового сообщества к одному из памятников Спасска-Дальнего.

Еще лет 10 назад многие спассчане почти ничего не знали о предназначении этого мемориала. Ходили слухи, что когда-то в этом месте располагалось старое кладбище. Самые любопытные могли прочесть вырезанную на скульптуре лаконичную надпись: «Здесь почивают воины Австро-Венгрии, Германии и Турции». Маховик исследования вокруг этого места и его прошлого раскрутился, когда в Интернете, а затем и в местной прессе были опубликованы уникальные фотографии, сделанные в момент открытия кладбища военнопленных в 1917 году.

— Так получилось, что этот памятник по-прежнему остается немного на периферии культурной жизни спассчан, в стороне от места их обычных прогулок. Зачастую люди мимо него только проезжают. Это делает его отличным объектом для исследования. Вот мы и сформировали такую программу, где дети, впервые посетившие этот мемориал, могли бы его подробно изучить и с помощью специального формуляра составить настоящее научное описание объекта, а потом обсудить его с музейщиками, — продолжает Анна Кайратовна.

Школьники с интересом включились в увлекательную игру. Для эффекта соревновательности 8 «А» класс был разделен на две команды исследователей. Ребята сами записывали свои находки и наблюдения, сопоставляли архивные снимки и объект на местности, обобщали полученные сведения и делали выводы. Результатом работы стали краткие научные описания памятника и, как надеются работники музея, усвоенные знания и пробудившийся интерес к прошлому родного города. В завершении урока юным исследователям и их учителям вручили заслуженные призы и дипломы.

— Когда ты читаешь учебники, всё как-то тускло, неинтересно. А когда ты своими глазами видишь живую историю, совсем другое дело, — делится впечатлениями ученица 8 «А» класса Карина Цой. — Когда уроки проходят в такой игровой форме, всё лучше запоминается. Очень приятно открывать для себя новые страницы истории Спасска.

Формат «полевых исследований» понравился побывавшем на таком же уроке-практикуме ученикам 7 «А» класса школы № 12 и 7 «А» класса школы № 14, их педагогам. Ребята проявили самостоятельность и увлеченность в поисках ответов на задания. Практикум показал, что процесс изучения истории может быть не менее интересным, чем детектив с закрученным сюжетом. Но что важнее, музейщикам в год Спасского культурного наследия удалось донести до юных граждан города важный смысл: восстанавливать культурное наследие гораздо труднее, чем сохранять и передавать знания о нём другим людям. Тогда каждое поколение спассчан сможет открыть для себя немало нового и любопытного из истории города, края, страны и мира.