Звоните, помогут!

Почему важно знать телефонный номер своей страховой компании.

Полис действителен по всей России

Отказали в приеме к врачу, заставили за деньги пересдать анализы, не позволили сменить лечащего врача? Обращаясь за помощью в государственные медицинские учреждения, мы нередко сталкиваемся с проблемами, которые легко разрешились, если бы граждане знали свои права.

К сожалению, правовая грамотность россиян продолжает оставаться на низком уровне, даже в вопросах, касающихся сохранения нашего драгоценного здоровья. Разъяснить их читателям «Спасска» мы попросили ведущего специалиста Института Единых Социальных Программ Игоря СОКУРЕНКО.

Игорь Андреевич, Вы представитель консалтинговой организации, работающей по обращению от Фонда обязательного медицинского страхования. Вам поручено проводить с рабочими коллективами информационные мероприятия, объяснять гражданам их права застрахованных лиц. Скажите, насколько вообще актуальна эта тема?

— Время от времени наши граждане сталкиваются с проблемами получения медицинской помощи. Вопросы бывают разные. Условно мы разделили их на три блока: по приёму граждан; перенаправлению их в другие медицинские учреждения из-за отсутствия специалистов либо оборудования; обеспечения бесплатными лекарственными препаратами и получения таковых.

— Начнем с первого. Мне лично трудно представить, что больному человеку в государственном медицинском учреждении могут отказать в приёме.

— Приведу пример моего коллеги, который был в командировке в Якутии (город Нерюнгри). Сильно простыв (у него поднялась температура до высоких значений), он обратился в местную поликлинику. Коллегу там не приняли на том основании, что его страховой компании в данном регионе нет. Отправляли в платное медицинское учреждение, чем нарушили его права. Полис ОМС действует на всей территории Российской Федерации, и отказ в медицинской помощи при предъявлении полиса, выданного вне территории обращения, неправомерен при «не плановом» или, по-другому, «срочном» приёме, когда есть угроза жизни.

— И как поступил Ваш коллега?

— Он тут же позвонил в свою страховую компанию и пожаловался на это. Представитель компании попросил его подождать 15 — 20 минут возле регистратуры и сделать соответствующую запись в книге отзывов. Вскоре вышел врач и пригласил коллегу на приём, потому что страховая компания позвонила в данное учреждение и потребовала принять больного.

— Вы говорите позвонить в страховую компанию, а по какому номеру?

— Он есть на обратной стороне медицинского страхового полиса.

— Причина отказа всегда одна: вы не местный?

— «Вы не зарегистрированы в этой больнице» или «Вашей страховой компании здесь нет» — это причины, в которых страховые компании могут разбираться. Но есть и такие, где медицинская страховая компания разобраться не может, поскольку в ней работают юристы, а не медики. Например, в вопросе о необходимости госпитализации, как и в целом в вопросах компетенции врачей. Здесь они уже не вправе оценивать ситуацию.

— И что в этом случае?

— Следует обратиться в другую больницу, где пациента осмотрит другой врач. Но по факту врачи должны сами смотреть честно: нужна человеку госпитализация или нет. Это, в первую очередь, их ответственность.

 

Выбираем сами, меняем раз в год

— Вы много общаетесь с людьми. Какие примеры нарушения прав граждан в медицинских учреждениях они приводят?

— Бывает, что пациент желает сменить лечащего врача, на что имеет законное право, но ему не позволяют. Это повод обратиться в свою страховую компанию. Случается, что неправым оказывается пациент. Например, когда он, живя в Приморье, хочет бесплатно лечиться в Хабаровске, или когда по не срочной причине, скажем, чтобы просто пройти медкомиссию, обращается в медицинское учреждение, к которому не прикреплен, и желает, чтобы там его обслужили бесплатно. Но такую помощь он может получить только в той поликлинике, в которой зарегистрирован.

— По какому принципу идет регистрация?

— На самом деле, гражданин имеет право выбирать медицинское учреждение, к которому он будет прикреплен. Менять его можно один раз в календарный год. Однако ему могут и отказать, если там и так достаточно пациентов.

По экстренным показаниям — без очереди и записи

— В каких еще случаях страховая компания не примет сторону застрахованного лица?

— В случае вызова скорой помощи без веских причин. Нужно понимать, что скорая — это, прежде всего, госпитализация и реанимация. А у нас ее любят вызывать, чтобы просто измерить давление, поставить укольчик витаминов. Бывает, бабушке внимания не хватает, она и вызывает скорую. Наркоманы часто набирают 03, потому что хотят получить какие-то уколы. У работников скорой порой не бывает времени присесть пообедать. Часто люди на них обижаются, что долго едут. А они и рады везде успеть, но приходится отвлекаться по пустякам в то время, когда их ждут по серьёзному поводу.

— В дневное время к заболевшему можно вызвать врача из поликлиники?

— Вызов врача на дом тоже не всегда и не для всех, а для людей, которым прописано лечение на дому. Граждане зачастую неправильно понимают смысл такого вызова. Если больной в состоянии передвигаться, то он должен дойти до поликлиники сам. По экстренным показаниям врач обязан принять его без предварительной записи и вне общей очереди.

— Но ведь в очереди сидят тоже больные люди. Как понять, чьё состояние хуже?

— По методике, такого больного должны сразу направить в доврачебный кабинет. Там убедятся, что всё объективно, человек не симулянт и не паникёр, и далее направят на приём к терапевту, не завтра, не послезавтра, а сразу же. Бабушкам с давлением тоже следует обращаться сначала в доврачебный кабинет, там его измерят, дадут таблетку. Может, терапевт и не понадобится.

Предложить, но не требовать

— Перейдем ко второму блоку проблем. Что делать, если в данной поликлинике отсутствуют необходимые специалисты или диагностические методы исследования?

— В этом случае лечащий врач по согласованию направляет пациента в другое лечебное учреждение, работающее в системе ОМС, где нужный врач и необходимое оборудование имеются.

— Бесплатно?

— В рамках программы ОМС в амбулаторно-поликлинических учреждениях по направлению лечащего врача бесплатно проводятся общеклинические исследования крови, мочи, кала, биохимические исследования крови, функциональная диагностика (ЭКГ и др.), рентгенологическая, ультразвуковая (УЗИ), эндоскопическая диагностика (ФГДС) и другие методы исследования.

— Бывают случаи, когда человек сдает в своей поликлинике анализы, едет с ними в край, а там его вынуждают пересдавать их на платной основе, поскольку врачи не доверяют диагностике на местах. Законно ли это?

— Любые анализы, которые гражданин сдал в сертифицированном медицинском учреждении, должны быть приняты врачом.

— Но врач может убедить пациента в том, что более точная и качественная диагностика в интересах его здоровья.

— Врач имеет право на предложение платной вариации, но только в случае, если прежде сказал, как можно эту услугу получить бесплатно. Требовать от гражданина, чтобы тот пошел и сдал анализы в какой-то конкретной платной клинике, он не должен. Здесь гражданину самому решать, хочет он платить или нет. Не хочет, врач обязан принять те анализы, с которыми тот пришел. В противном случае пациент может обратиться с жалобой в свою страховую компанию.

— Может ли сам пациент предложить врачу назначить ему тот или иной вариант диагностического обследования?

— Попросить он, конечно, может, но в любом случае последнее слово будет за доктором. Он может пойти навстречу, а может и нет, потому что профессионал и ему виднее. Нам следует доверять компетенции врачей.

Быстрее, но не намного

— Иногда врачи говорят, что за деньги можно ускорить прохождение какой-либо диагностики. Правомерны ли такие предложения?

— Платно, действительно, порой получается быстрее, но не настолько, как думают пациенты. Существуют принятые Минздравом предельные сроки ожидания оказания услуг в медицинских учреждениях. Например, назначенное врачом УЗИ пациенту обязаны сделать в течение двух недель, поэтому об очередях на 2-3 месяца речи быть не может. Вам могут назначить эту диагностическую процедуру на завтра, через 10, 13 дней, но не позже. Если данный срок вас устраивает, нет смысла оплачивать это обследование.

В стационаре всё бесплатно

— Поговорим о бесплатных лекарственных средствах. Кому и в каких случаях они положены?

— При амбулаторном лечении они положены только определенной группе граждан. В случае стационара — всем, включая расходные материалы: бинты, гипс, пластыри, шприцы и т.д. Гражданин за них платить не должен.
Если человек сталкивается с нарушением своих прав пациента, он может предложить разрешить ситуацию мирным путем, объяснить, что знает свои права. Второй вариант — потребовать отказной лист. Если в медицинском учреждении действительно не оказалось какого-то лекарства из бесплатного списка (кончилось, склад сгорел и т.д.), пусть напишут отказной лист. Гражданин или его родственники с официальным рецептом покупают лекарство в аптеке, сохраняют товарный чек и обращаются к главврачу для компенсации этих расходов.

Врач не прав, когда требует от пациента купить препарат, выписанный не на рецептурном бланке и без отказного листа. Не прав гражданин, когда требует лечить его в стационаре самостоятельно приобретенным препаратом.

— Пациент – лицо, зависимое от лечащего врача и медучреждения в плане своего здоровья. Некоторые не «качают» свои права из-за боязни, что медики им «отомстят».

— Вредить гражданину, который знает свои права, согласитесь, весьма чревато. Не думаю, что кто-то из медперсонала будет сознательно нарываться на неприятности.

Чтобы врач отвечал за лечение

— Часто мы сталкиваемся с тем, что лекарственные препараты нам выписывают не на рецептурных бланках, а на простых бумажках. Допустимо ли это?

— Если врач написал, что-то на стикере, рекламном буклетике, блокнотном листочке, то это простая рекомендация, за которую он не несет ответственности. Вы имеете полное право потребовать, чтобы лекарства были выписаны именно на рецепте. В этом случае врач ответственен за назначенное лечение. На рецепте должно быть две печати (врача и медицинского учреждения), подпись врача. Обычно сейчас рецепт выписывается только льготной категории граждан, иначе они просто не получат свои бесплатные лекарства.

— Все ли льготники в курсе, что они льготники, или кто-то еще не знает, что имеет право на какие-то бесплатные препараты?

— Обычно в курсе те, у кого хронические заболевания, например, диабет. Они приходят, получают инсулин по рецепту. Инвалиды знают положенные им лекарства. А вот беременные женщины, например, не все информированы, что им положены бесплатные витамины, как и родители всех детей до года и детей до 3-х лет в случае сложного социального положения или многодетности их семей.

И права, и обязанности

— В интервью Вы не раз рекомендовали нашим читателям обращаться с жалобами в свою страховую компанию. А что значит для медицинского учреждения звонок оттуда по жалобе пациента?

— Если страховая компания понимает, что это её юридический случай, она звонит в медицинское учреждение и говорит, что помощь данному гражданину должна быть оказана. Иначе может начаться судебное разбирательство с взиманием штрафа с этого учреждения в пользу страховой компании. Естественно, больница не хочет терять денежные средства. Чем терять деньги, проще обойтись с гражданином по закону.

Однако следует помнить, что у пациента есть не только права, но и обязанности. Например, приходить в тот день, когда ему назначено, не опаздывать. Не стоит устраивать в медицинском учреждении истерик, кричать и ругаться. Вопросы нужно решать спокойно. Пожалуйста, помните, что у медиков очень нервная, напряженная работа, за которую не так много платят. Лишний раз портить настроение им и себе совершенно ни к чему. Ко всем надо относиться с уважением, к врачам особенно, потому что они делают нужное и полезное дело.