Химич: Благодаря Пушкарёву Владивосток стал городом, в котором приятно жить

Бывший вице-мэр – о работе администрации, аукционах и реорганизации МУПа

В среду, 12 декабря, три владивостокца дали показания по существу дела экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и ранее возглавлявшего холдинг «Востокцемент» Андрея Пушкарёва. На вопросы Тверского суда ответили бывший вице-мэр Екатерина Химич и экс-руководители ГК «Востокцемент» Павел Беляев и Виктор Воробьёв, сообщает РИА VladNews со ссылкой на сайт в поддержку Игоря Пушкарёва. 

Участников судебного процесса интересовали вопросы, связанные с деятельностью муниципальных предприятий в то время, когда главой Владивостока являлся Игорь Пушкарёв.

Как сообщила Екатерина Химич, после того, как Игорь Пушкарёв был избран главой города, состоялось совещание по определению дальнейшей работы МУПов. 

«Позиция Игоря Сергеевича по поводу муниципальных предприятий (которые уже созданы) всегда была такой:  МУПы должны работать, выполнять те задачи, которые определены уставом, причём выполнять их на должном конкурентном уровне и даже быть примером для тех, кто работает в аналогичной сфере,— отметила свидетель. — Их учредителем является администрация города, а учредитель всегда может определять основное направление деятельности. Именно через такое влияние и можно выводить на качественное оказание услуг в конкурентных условиях».

По словам экс-заместителя главы городской администрации, в 2008 году у МУП «Дороги Владивостока» уже была задолженность в пределах 20-25 миллионов рублей. Однако, из бюджета города не выделялись средства для оказания финансовой помощи предприятию. Вопрос банкротства «Дорог Владивостока» также никогда не рассматривался всерьёз. 

«В 2016 году я предлагала рассмотреть вопрос банкротства МУП «Дороги Владивостока», но идею Игорь Сергеевич не поддержал. В период работы администрации, руководимой им, была твёрдая позиция: не наделять предприятие муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения. Ведь оно может быть использовано кредиторами в целях удовлетворения своих требований»,— рассказала Екатерина Химич

МУПВ «Дороги Владивостока» эффективно справлялось с поставленными задачами, выигрывало муниципальные аукционы, выполняя работу на должном уровне. Свидетель отметила, что администрация Владивостока никогда не вела в отношении этого предприятия претензионную работу. Хотя, подобный опыт был: при некачественном исполнении обязательств с рядом подрядчиков расторгались контракты, взыскивались средства, а компания вносилась в реестр недобросовестных исполнителей. 

Отвечая на вопросы защитников, свидетель подчеркнула, что Игорь Пушкарёв никогда не давал поручений о создании особых условий для МУПВ «Дороги Владивостока» при проведении аукционов. 

«Я даже не могу допустить мысли, что Игорь Сергеевич мог ставить такие задачи. Доказательством того, что администрация Владивостока соблюдала требования законов является то, что администрация неоднократно получала дипломы со степенями «Высокая прозрачность закупок» и «Гарантированная прозрачность закупок». Это высшая степень. Сертификаты выдаёт не государственный исследовательский центр, который анализирует все закупки в стране, проводимые муниципальными и государственными органами власти. В разное время он поддерживался Федеральной антимонопольной службой и Торгово-промышленной палатой. Эти сертификаты очень уважаемы и значимы», — заявила Екатерина Химич

Также свидетель подчеркнула, что не существует законодательных требований закупать строительные материалы по определённым ценам, включая указанные в справочниках РЦЦС.

Далее вопросы стороны защиты касались реорганизации МУПВ «Дороги Владивостока». 

«Сейчас функции МУП «Дороги Владивостока» выполняет муниципальное бюджетное учреждение «Содержание городских территорий». В декабре 2015 года заместитель главы администрации Владивостока – начальник управления дорог и благоустройства Леонид Вильчинский обратился ко мне с просьбой проработать возможность создания казённого учреждения, которое могло бы выполнять такие функции, как текущая дорожная деятельность», —  рассказала Екатерина Химич

Смену организационно-правовой формы диктовала необходимость оптимизации деятельности. Для работы такому учреждению выдаётся муниципальное задание, которое рассчитывается администрацией города. В отличии от унитарных предприятий, которые могут выйти на выполнение каких-либо работ только после того, как выиграют аукцион. К 2015 году практика работы казённых и бюджетных учреждений и предприятий была распространена по всей стране. 

«Конечной целью являлась оптимизация работы, такому учреждению выдаётся муниципальное задание, не тратя время на процедуру торгов, производится оплата и  учреждение приступает к работе, — объяснила свидетель.  — В рамках правового управления администрации города мы изучили вопрос и пришли к выводу, что создание учреждения — казённого или бюджетного — является возможным. Безусловно, при соблюдении всех норм законодательства о конкуренции. И в феврале 2016 года Леонид Платонович озвучил Игорю Сергеевичу предложение изменить подход к выполнению ремонтных работ на дорогах Владивостока».

Игорь Пушкарёв поддержал предложение при условии, что полномочия будут переданы уже существующему муниципальному бюджетному учреждению «Содержание городских территорий» (МБУ «СГТ»), чтобы не создавать новое. 

Как сообщила Екатерина Химич, уже в конце января в адрес главы Владивостока вице-мэр Леонид Вильчинский направил служебную записку о реорганизации муниципального предприятия «Управление капитального строительства», у которого в то время в хозяйственном ведении находилась муниципальная специализированная техника, с целью последующего присоединения к «СГТ». 

В феврале в устав «Содержания городских территорий» были внесены изменения, которые увеличили виды деятельности учреждения. В марте  — в штат приняты новые сотрудники, большинство из которых перешли из МУПВ «Дороги Владивостока». В то же время специалисты мэрии начали рассчитывать муниципальное задание. Весной 2016 года МБУ «СГТ» было готово приступить к выполнению дорожных-ремонтных работ. 

«Судьбу МУП «Дороги Владивостока» нужно было решать. Рассматривалось три направления деятельности: ликвидация, реорганизация и объединение с каким-либо учреждением или перепрофилирование. Но для того, чтобы пойти по любому из этих путей, нужно было разобраться с финансовым состоянием,— подчеркнула Екатерина Химич. — В то время администрация Владивостока ещё не выполнила платежи по ряду контрактов, работы по которым были выполнены МУПом в предыдущем году. Предприятие должно было рассчитаться со своими контрагентами, его долг составлял более миллиарда рублей. Игорь Сергеевич сказал, чтобы МУП в первую очередь рассчитывался с субподрядчиками, а ГК «Востокцемент» простит долг МУПВ «Дороги Владивостока». 

Напомним, процедура прощения задолженности длительная и сложная, зависящая от множества факторов. Принципиальное решение о прощении многомилионной задолженности Игорь Пушкарёв принял ещё в 2011 году: он заявил об этом на заседании бюджетного комитета холдинга. После этого юристы группы компаний приступили к работе, была подготовлена многочисленная документация, в соответствии с законодательством агент, осуществляющий продажу стройматериалов, – «ДВ-Цемент» — передал долги принципалам (собственникам продукции) – Спасскому цементному заводу и Владивостокскому бутощебёночному заводу. Принципалы отразили задолженность в собственном бухгалтерском учёте. Но списать её стало возможным только по результатам работы за 2015 год, когда была накоплена чистая прибыль.

«МУП рассчиталось со своими субподрядчиками, а осенью пришло уведомление от «Востокцемента», что долг в размере 962 миллионов прощён. Соответственно, предприятие насчитало его себе в прибыль, заплатило налоги. И к январю 2017 года мы имели чистое (без долгов) предприятие. Далее, после того, как Дума города Владивостока назначила нового главу, было принято решение о реорганизации. Процедура начата летом 2018 года», — объяснила свидетель.

Также в ходе заседания адвокат Константин Третьяков попросил Екатерину Химич охарактеризовать работу Игоря Пушкарёва на посту главы Владивостока. 

«Это не моё мнение, это общеизвестный факт, который транслируется в социальных сетях, это мнение также совсем недавно прозвучало в выступлении временно исполняющего обязанности губернатора Приморского края Олега Кожемяко. О том, что пик развития Владивостока пришёлся на период, когда главой был Игорь Сергеевич. Главным его достижением является то, что Владивосток из серого, неумытого города с колоссальным объёмом проблем стал городом, в котором приятно жить. Доказательством тому, прежде всего, может служить демографическая ситуация. Ведь начиная с 2012-2013 года у нас прекратился демографический спад, появился прирост. И это произошло не только из-за увеличения рождаемости, у нас сократился отток населения. За счёт чего это достигнуто? По каждому направлению жизни города принимались действенные и нужные населению решения. Один из вопросов местного значения – это дошкольное образование. Задачей номер один для Игоря Сергеевича было обеспечение детей местами в детских садах. На май 2008 года ситуация с детсадами была такова, что мамочки, вставшие в очередь на путёвки в дошкольные учреждения, отправляли ребёнка в школу, не побыв в детском саду и дня. Просто очередь не подошла. Был чудовищный дефицит мест. За период работы Игоря Сергеевича построено 24 детских сада, 2 школы, 3 поликлиники, освещение на улицах с 3 000 фонарей выросло до 46 000, были отремонтированы сотни километров дорог, построены новые, реконструировано и возведено более 20 скверов, Огромное количество по каждому вопросу местного значения я вам могу называть. Самое главное, что город расцвёл. И стал городом для людей. Как и хотел Игорь Сергеевич», — отметила Екатерина Химич

Отвечая на вопросы участников судебного процесса, бывший генеральный директор ГК «Востокцемент» Павел Беляев, сообщил, что Игорь Пушкарёв принимал все принципиально-важные решения, осуществлял стратегическое планирование и определял перспективы дальнейшего развития холдинга. 

«МУП «Дороги Владивостока» доставляло нам только головную боль. Была задача – обеспечить предприятие стройматериалами, а платежей от него не дождёшься. Это решение Игоря Сергеевича не вызывало у нас энтузиазма,— признался свидетель. – Задолженность постоянно росла. Игорь Сергеевич принял решение её простить и мы начали прорабатывать этот вопрос».

Экс-руководитель «Востокцемента» Виктор Воробьёв отметил: Игорь Пушкарёв ставил задачи развивать и выводить холдинг на европейский уровень. Также свидетель подчеркнул, что был в корне не согласен с рядом действий экс-главы Владивостока.

«Если он в Спасске строил кинотеатры и фонтаны – это понятно. Спасскцемент – градообразующее предприятие. Но почему во Владивостоке, где половина жителей ездит на «Мерседесах», он за свой счёт покупал подарки в школы и многое другое. И я знал, что это было только начало»,— заявил Виктор Воробьёв

Следующее слушание по делу Игоря Пушкарёва состоится в среду, 19 декабря, в Тверском районном суде Москвы. Заседание назначено на 9:15 по московскому времени. 

Напомним, с подробностями  о деле экс-главы Владивостока  также можно ознакомиться на его официальных страницах в социальных сетях — Facebook,  «ВКонтакте»,  Instagram,  «Одноклассники».