ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ НЕ ЗАРОЕШЬ

Необычный букварь для детей и взрослых появился в одном из отдаленных сёл        нашего района. Уникальный рукописный учебник пока издан в единственном экземпляре, а его неугомонный автор уже помышляет о написании своей «педагогической поэмы»…

Александр из Александровки — кумир детей

Приемный внук Александра Шевчука Владислав, наверное, первый и пока единственный малыш, который выучился читать с помощью букваря, сочиненного специально для него. Сегодня мальчуган учится в одной из престижных школ краевого центра, но нередко скучает по тем подвижным и веселым урокам, которые преподавал ему дедушка в маленьком домике на окраине села Александровка. Да и как не полюбить друга-учителя, который не стеснялся вместе с тобой «путешествовать» и на высокий шкаф, и под низкую кровать, и в темный чулан в поисках новой буквы, придумывал массу других увлекательных игр?

— Ребенка не надо учить, — объясняет причину своего ребячества Александр Шевчук, — его надо научить учиться, пробудить в нем природный интерес к знаниям. Он всему учится сам, мы — лишь помогаем. И как говаривал классик, всякий ребенок лет с двух становится гениальным лингвистом. Когда внуку исполнилось три с половиной года, мы решили учиться читать. Перебрали кучу букварей — ни один не сгодился. Пришлось сочинить свой, собственный. Учебник писался каждый день, и мы тут же занимались по нему, но не больше 15 минут. К 5 годам Владислав уже вполне сносно читал тексты, не деленные на слоги…

Сегодня дедушка Александр считает внука Владислава соавтором новоиспеченного букваря, а на резонный вопрос «чем же им не угодили официальные школьные учебники?», серьезно отвечает:

— Самый распрекрасный учебник написан специалистом. А специалист, как вы знаете, подобен флюсу, он односторонен. Конечно, с точки зрения методики преподавания для первоклассника — мой учебник не совсем правильный. Но если вспомнить о том, что с двух до пяти лет мозг ребенка работает совершенно по-другому, то всё становится на свои места.

Внуки Александра Шевчука не единственные, кто по достоинству оценил педагогический талант дедушки. Дом, где живет с супругой Валентиной неугомонный кумир детворы, стал настоящей сельской достопримечательностью. Зимой подворье украшают расписные снежные скульптуры и горки, летом — детский городок с качелями и спортивным инвентарем. И в любое время года здесь рады маленьким гостям, которых есть чем увлечь и чему научить. Сельский клуб на фоне такого небезразличного селянина просто отдыхает.

— Александр Викторович нас каждую зиму удивляет, но в этом году постарался особенно. Всё так красиво сделал, что залюбуешься, — восторженно отозвался о жителе Александровского поселения его глава Алексей Архипов. — Народ туда валом валит. И всем приезжим я тоже советую: сходите посмотрите, поучитесь.

— Александр Шевчук, конечно, не единственный любитель прекрасного, в селе немало людей, кто строит горки для своих детей, но он, пожалуй, самый активный и необычный. Детвора из его двора практически не вылазит. С ним интересно общаться, он эрудирован, начитан, и в чём-то даже ребенок. Мне неугомонность этого человека очень нравится… — подчеркнул глава поселения.

Сам Александр Викторович свои увлечения объясняет просто:

— Красота спасет мир. Надо украшать свою жизнь при любых обстоятельствах. Даже ямку для дерева и ту можно выкопать красиво, растение обязательно отблагодарит, а ребенок — тем более.

А еще стоит учить этому других. На мастер-классы педагога-самородка детвора бежит со всех ног. К примеру, в конкурсе снежных фигур и различных мероприятиях на зимнюю тематику по подсчетам самого массовика-затейника в течение трех дней поучаствовало не менее четырех десятков сельских ребятишек.

Страница из ненаписанной книги

Александр Шевчук — 64-летний пенсионер, за плечами которого сложная и неоднозначная жизнь. Юрист по образованию, партийный чиновник и милиционер по необходимости, педагог и правдоискатель по призванию — вот далеко не все профессиональные ипостаси человека с довольно не простой судьбой. А еще — он отец троих успешных и взрослых детей, за порядочность которых готов поручиться чем угодно. Сыновья служат в рядах МЧС и МВД, дочь, Ирина Самохвалова, признана лучшим педагогом Приморского края. А сам он честно признается: «В своей тарелке я чувствовал себя лишь в одном месте — у школьной доски, рядом с детьми». Педагогический стаж бывшего учителя истории небольшой — около 10 лет. Но каких! Преподавал в Спасской школе № 5, которую он в свое время закончил с серебряной медалью, учил в Александровской школе. Считая историю самым благодатным материалом для формирования здравомыслящей личности, Александр Викторович напрягал всю свою творческую энергию, только бы увлечь детей своим предметом. Один из таких открытых уроков, состоявшихся в 1999 году, к счастью, сохранился на видеоленте. Но главный свидетель богатой внутренней жизни неординарного человека — его дневник. Ему он доверяет все свои мысли и наблюдения, начиная от обустройства государства и заканчивая тем, в чём он видит свое истинное призвание — воспитание детей. Не отказывается Александр Викторович и от дерзких планов: написать свою «педагогическую инструкцию». Но при этом здраво добавляет:

— Если, конечно, это будет кому-нибудь нужно… Для меня сегодня важно не то, что скажут обо мне, а то, что я хотел бы сказать другим…

Тем не менее одна содержательная страница будущего произведения уже родилась. В ходе интервью.

— Вы читали ранних Стругацких? «Возвращение. Полдень. 21 век»? — именно с этого вопроса начал свои размышления о проблемах образовательного процесса в нашем государстве Александр Викторович. — Там описана школа такой, какой она должна быть. Всего лишь один эпизод: ребята решили лететь на другую планету на изобретенном ими аппарате. Как отреагировал на это учитель? Он всю ночь учил уравнение с применением каких-то немыслимых степеней только для того, чтобы убедить детей: на таком аппарате далеко не улетишь. Вот это, на мой взгляд, и есть идеальные отношения ученика и учителя. Не запретить, что гораздо проще, а именно убедить. Но это уже сложнее. Сегодня в нашем государстве очень много проблем, которые можно решить всего одним действием — вернуть культ ребенка. Ребенок у нас объект воспитания, объект будущих надежд родителей или педагогов. И еще много чего. А на самом деле, как правильно сказал Рошаль, дети — лучшие люди на земле. Ребенок — это субъект, с которым взрослый человек обязан считаться. Только на этих условиях мы можем воспитать достойных будущих граждан страны, которые смогут грамотно решить многие государственные беды. Я не Дон Кихот, и понимаю, что это долгая задача. Но если хоть один человек об этом задумается, уже будет хорошо. Мы чуть ли не на каждом углу говорим: детей любить надо. Но ведь и любить можно по-разному. Напоить, накормить, одеть — это тоже проявление любви. А научить самому себя одевать и обувать — это больше. Мы сегодня потеряли школу. Но прежде школа потеряла себя, в ней не стало главного — знаний. Ученик идет туда с мыслью об аттестате, ЕГЭ, но не знаниями, ему там неинтересно…

Если такое признание звучит из уст самого учителя, значит повод для размышлений действительно есть.

ВРЕЗКА

Снимки букваря.

Мнение независимого эксперта.

Букварь для дошколят — ценная книга.

Петр Никулин, филолог с педагогическим стажем работы:

— На мой взгляд, предложенная Александром Шевчуком методика обучения чтению дошколят очень полезна для многих родителей и воспитателей сельских детских садов. Во-первых, букварь уже с первых занятий нацелен на развитие зоркости и способности к счету. А умение выделять главное из общего, при сочетании с развитой интуицией, в будущем оказывает человеку неоценимую услугу: подсознательное неприятие неправильно написанного слова. Во-вторых, чрезвычайно интересен способ подачи материала в виде гимнастических упражнений и ролевых игр. Например, внук и дедушка по утрам ищут нужные им буквы и находят их в самых неожиданных местах. Или устраивают настоящий магазин, где покупатель называет предмет или продукт, который он хочет купить, а продавец-ученик должен найти на своем прилавке букву, с которого начинается слово. Таким образом, ребенок очень быстро расширяет свой словарный запас, и в школе ему будет гораздо легче подбирать проверочные и однокоренные слова. Букварь состоит из нескольких разделов, и в нём использована масса других интересных приемов подачи знаний малышу. И автор совершенно прав, что закладывать все эти навыки стоит в самом раннем возрасте, и обязательно в игровой форме. Если восприятие знаний идет на эмоциональном уровне, они будут и глубже, и прочнее.