За что деремся, господа?

 

Есть у М. Зощенко смешной и поучительный рассказ «Нервные люди». Там на коммунальной кухне изза пропавшего у одной жилички ершика для чистки примуса грандиозная драка приключилась. А в конце никто не помнил, изза чего драка произошла.

Откройте газету, включите телевизор, войдите в интернет. Кипит, бурлит, шумит наше общество. И всё о детях, деточках, детишках

В социологии есть два основных определения отношения общества к миру детей. Это культура средства и культура достоинства. В первой культуре мы видим в ребенке некий объект, этакую красивую, любимую игрушкукоробочкутрансформер, в которую нужно вложить некоторое количество различных вещейзнаний, умений, моральных принципов; упаковать, обвязать крепкими проволочками, веревочками и бантиками (это я о здоровье, силе и внешней красоте) и получить вожделенный готовый продукт в будущем.

А поскольку все мы разные и понятия обо всех этих вещах, предметах, ценностях разные, то и будущее свое и детей мы видим поразному. Поэтому и спорим столь яростно, непримиримо иочень часто бессмысленно и глупо.

Бессмысленно, поскольку спор идет о разных предметах, а глупопотому что на самом деле этого главного предметакоробочкитрансформерав природе не существует.

А существует на самом деле сладкий или горький, жданный ли нежданный, совершенный или не очень плод нашей грешной или святой земной любви. Ончеловек, существо, наделенное умом и душойРазумом, т.е. Изначально личность. Даон наш ребенок, мы вложили в него свои гены, мы должны о нём заботиться, помогать входить в этот большой, прекрасный и ужасный мир. Оннаш, но, прежде всегоон свой. Вот понимание этого и называется культурой достоинства. Казалось бы, какая разница? Учитьто надо? Воспитывать, оберегать, развивать тело и душу? Да, конечно же, надо! Только понимать при этом надо две очень простые вещи.

Первая. Детитакие же люди, как и мы, только гораздо лучше, чище и разумнее нас. Не буду здесь и сейчас подробно обосновывать это свое мнение. Приведу лишь слова писателя М. Задорова: «Детигении, а мы всё время делаем из них людей». И в этом на самом деле ничьей вины нет. Мывсе вместе, весь род человеческий просто еще, если можно так выразиться недоэволюционировали, недожили, недодумалиВполне возможно, что и я, в своей вере в изначально безгрешную душу и гениальный ум ребенка ошибаюсь. Тут важно другое. Понимание того, что он личность. Что на самом деле мы не учим его, а помогаем (или мешаем) ему учиться. Что мы не воспитываем (дрессируем) его, а помогаем личности адаптироваться в этом мире.

Второе и, может быть, главное, что вытекает из «культуры достоинства». Совсем не важно, верите вы или не верите в сказанное выше, правильно или неправильно с вашей, моей, государственной, общественной точки зрения мы учим, воспитываем, оберегаем, осуждаем наших детейэто всё делаем, мы. А Они, наши дети, в это время не учатся, не воспитываются, не готовятся к жизни Они уже с момента рождения (и даже раньше!) просто живут. Живут сейчас, сегодня, каждый день, час, минуту, секунду. И живут гораздо более полной, насыщенной и стремительной жизнью. Стряхните с себя весь свой жизненный опыт, взгляните на мир, на себя его, нет не глазами, его умом и душой. То, что для нас прописная истина, — для него открытие; для нас мимолетная обидадля него горе; для нас пустяк, для негоогромная работа по координации мозга и тела

Вернемся, однако, к нашей битве за детство и детей. Что ж, коль мы не дожили еще до полного понимания и внедрения в жизнь этой самой культуры достоинства, культуры взаимопонимания внутри единого сообщества Мира детей и Мира взрослых, вообще не бороться за это самое будущее не абстрактного, а моего, родного, самого лучшего ребенка?

Боже мой, да, конечно, бороться! Но не за него, а вместе с ним. Гдепрактически (навыки, умения, учеба и т.д.), а гдехотя бы мысленно.

И тогда мы, может быть, поймем, что кажущиеся нам неразрешимыми противоречия и непреодолимые трудности совсем не так страшны, а вещи, кажущиеся пустяками, напротив, важны и жизненно необходимы.

Дорогие мои взрослые и любимые мои дети! Я очень и очень надеюсь, что эти мои размышления заинтересуют вас, найдут отклик, совсем неважно какой, и тогда мы с вами поспорим, посоветуемся и поучимся друг у друга.

Жду ваших откликов по телефону 7-34-51 (с 9 до 14 или с 19 до 22 часов) или пишите на адрес редакции: ул. Юбилейная, 4а. Оставляйте свои отклики в комментариях.

С вашего позволения, всеобщий дедушка Александр Шевчук.