Белое и чёрное безмолвие

 

 

Новой фотовыставкой порадовал горожан мастер свадебной фотографии Иван Весенин. Чтобы сделать представленные на ней фотоснимки, он поднялся высоко в сопки и спустился глубоко под землю. «Белое и черное безмолвие» — так назвал автор эту серию фотоснимков.

У каждого — свои традиции. Кто-то ходит под Новый год в баню, а Иван Весенин на протяжении ряда лет в день Рождества Христова поднимается на сопку Лысую.Часть снимков новой экспозиции Ивана — результат последнего рождественского восхождения, которое началось рано утром, когда солнце только-только взошло над горбатым хребтом Сихотэ-Алиня, а завершился уже на закате дня.

— Самые морозы: минус 30-35 градусов, — вспоминает Иван. — Внизу, в Евсеевке, деревья голые, а поднялся на полкилометра, и перед тобой — тайга, как из сказки «Морозко». То самое — «белое безмолвие».

Предпринимать такую экспедицию в одиночку — дело гиблое. Иван идет в сопки с друзьями.

— Идем, сменяя друг друга. Первый прокладывает тропинку, потому что снега, реально метра полтора и выше. Идешь-идешь по насту, чуть оступишься — провалился. Вылезать очень трудно. Бывали места, где мы шли буквально на четвереньках. До вершины, где крест установлен, добирались пять часов.

Сверхусилия, затраченные на подъём, вознаградились серией удивительных по красоте фотографий: белоснежные кружева тайги на фоне бездонной голубизны неба.

Иван из тех людей, кто любит ставить перед собой сложные задачи. Съемки под землей, куда не проникает солнечный свет, где с неровной глинистой поверхности то и дело соскальзывает штатив с дорогой фотоаппаратурой, где за 4 метра не слышно голоса друга (нет эха) и не работает сотовая связь — одна из таких задач.

Вторую часть фотографий своей новой выставки (безмолвие чёрное) Иван отснял в пещере Спасской. Он спускался туда не раз, и каждый — она представала перед ним совершенно иной. Пережитые в ней ощущения трудно забыть. Другой мир, другая реальность со своим измерением, обманчивым для наземных существ. Взять, к примеру пещерное озеро.

— На фотографии его глубина не передается, — рассказывает Иван. — Не передается и визуально. Кажется: вот оно, дно, воды по колено. А между тем, метров 5-6 точно будет. Камешек бросишь, а он все спускается и спускается вниз, как в замедленном кино. Вода прозрачная, чистейшая.

Каждый из сделанных в пещере снимков дорогого стоит.

— Пробуешь с разной экспозицией, разной выдержкой освещения. Человек зашел оттуда, посветил вспышкой — один кадр, зашел с другой стороны, посветил вспышкой — вышло иначе. Где-то поставили свечку, где-то фонарик, где-то газовую лампу освещения. И каждый раз — кадры разные получаются. Пока найдешь оптимальный баланс, проходит минут 15. Переходишь дальше. Задел ногой штатив — камеру на лету ловишь, — объяснял Иван особенности съемок в пещере.

Он любит путешествовать с фотоаппаратом. Результатом этих походов становятся фотовыставки, которые фотохудожник экспонирует в одном из холлов детской школы искусств Спасска-Дальнего.

— Здесь им самое место, — сказала по этому поводу Лариса Скрынникова, преподаватель художественного отделения Детской школы искусств Спасска-Дальнего. — В какой-то мере мы с Иваном коллеги. Педагоги учат детей рисовать, а его работы — как можно фотографировать, чтобы все ахнули, рассмеялись или, напротив, зарыдали. Красота — она и в осеннем листочке, и в пожухлой траве, и в серой воде. Главное научиться видеть. Иван обладает этим счастливым даром.

…О чем будет его следующая выставка, он пока не знает. Возможно, мы увидим цикл камчатских пейзажей, если намеченная на осень поездка туда состоится. В любом случае, есть все основания ожидать: то, что появится здесь в другой раз, будет также выразительно, интересно, тронет душу и порадует взгляд.