Великая Отечественная война оставила свой отпечаток в судьбе каждого человека. Не обошла она стороной и Николая Ивановича Кардонского.
Родился он в селе Студена Винницкой области Украины. Николай рано осиротел. Когда ему было четыре года, умерла мать, а в восемь — отец. При колхозе был создан детский дом для сирот, детей «врагов народа».
— Нас было 12 человек, — вспоминает Николай Иванович. — Летом 1941 года нас отправили в пионерский лагерь рядом с селом. А через три недели началась война. Когда в село вошли фашисты, детский дом закрыли. Я стал жить у людей.
Старшие братья Николая были на фронте. Один погиб в начале войны на границе, другой — под Сталинградом. Николаю нелегко пришлось в оккупации. Спасло его от голода только то, что колхозники его любили.
— Кому корову попасу, кому вычищу коровник, кому огород покапаю, — рассказывает ветеран. — Меня покормят, а у кого дети – поделятся одеждой.
Вот так и жил украинский мальчик долгих четыре года. Он до сих пор помнит, как немцы лгали населению, говоря, что уже взяли Москву и совсем скоро СССР не будет.
— В Тирасполе выходила подпольная газета, — говорит Николай Иванович. — Только читая ее, мы узнавали правду о ситуации на фронте.
Винницкая область во время оккупации была отдана румынам. По признанию очевидцев, румыны сильно не терроризировали местное население.
— Немцы требовали, чтобы молодежь увозили в Румынию, — рассказывает ветеран. — А я слышал, как румыны говорили: «Мы не знаем, куда сами скоро пойдем! Русские гонят нас по всем фронтам».
Когда советские войска вошли в Винницкую область, Николай побежал встречать наших солдат. Первыми он увидел старшину и старшего лейтенанта, которые на базаре сидели, пили самогон.
— Я обомлел, увидев награды старшины, просто не мог оторвать взгляд, — вспоминает Николай Кардонский. — Я стал проситься пойти с ними. Сначала они не хотели меня брать, а когда я сказал, что сирота и у меня никого нет, они меня пожалели. Только спросили, могу ли я ухаживать за лошадьми.
Так Николай и стал сыном полка. После боев в Молдавии их дивизию послали на отдых в Западную Украину.
— Вот там мы с бандеровцами воевали, — вспоминает ветеран. — Что они делали! Бандеровцы своих грабили и убивали. Днем они работали в огороде, а ночью бесчинствовали. Они переодевались в одежду нашу солдатскую и грабили свои села. Население начало жаловаться: немцы были — грабили, наши пришли — грабят.
Месяц дивизия была в Украине. А потом были Румыния, Венгрия, Югославия, Словакия, Австрия. 9 мая 1945 года Николай Иванович встретил в окопах на передовой.