15 января поздравления в связи со 100-летним юбилеем принимала жительница Спасска-Дальнего Татьяна Матвеевна Жёлудева.
— Мой отец погиб на войне, — начала рассказ о себе юбилярша и уточнила, — не на Отечественной, на империалистической.
Гости переглянулись. Перед ними сидела не просто хрупкая пожилая женщина, а живая история нашей страны.
— Как началась война, его и забрали. И погиб-то он как-то сразу. Так вышло, что он меня никогда не видел, а я — его. Когда пошел на фронт, мама была мной беременна. Всего у мамы нас трое деток: были еще старшие брат и сестра. Мне говорили, что брат, его, кстати, тоже Матвеем звали, очень похож на отца. А у нас даже фотографии папы не осталось. Когда я хотела представить его себе, смотрела на брата.
Первое, что поражает в Татьяне Матвеевне – ясность ума и памяти, а еще — чувство юмора, способность пошутить над собой.
— Хотите песню? — вдруг предложила хозяйка и, не дождавшись ответа, завела, – «Хороша я, хороша, да плохо одета. Никто замуж не берет старушку за это!» – Сама, смеясь, и в ладоши себе похлопала. – Эх, почему мне 100 лет, почему не 17?
Всю жизнь, окончив Орловский педагогический техникум, Татьяна Матвеевна проработала учительницей начальных классов.
— Почему я эту профессию выбрала? У нас был учитель математики Андрей Иванович. Это он нас, окончивших семилетку, отправил учиться на педагогов. Всегда потом работала с сельскими детьми. Они называли меня мамой, — вспоминает Татьяна Матвеевна.
Войну Отечественную наша героиня встретила взрослой женщиной, матерью троих маленьких сыновей.
— Ох, война-сатана! — горько вздыхает рассказчица. — Так достала, так достала! Под расстрелом я даже стояла! — От нахлынувших эмоций лицо женщины становится суровым. — Орловская область под оккупацией была. А потом, когда немцы начали отступать, у них не хватало транспорта. Вот и начали они отбирать у местных лошадей да сани, чтобы поскорей уехать. Ходили по подворьям. Но сами с населением не общались, это делали за них полицаи. У нас лошади не было, но была у родственников. А те решили спрятать свою лошадку в нашем сарае, потому что дом, где мы жили, стоял в стороне от основной дороги.
В дверь постучали. На пороге немец и полицай. Лошадь в итоге нашли, нашли и припрятанные сани. А сбрую, под прицелом винтовки Татьяна Матвеевна вынесла им сама.
— Этот полицай на меня винтовку свою наставил, говорит: «Запрягай! — с дрожью в голосе вспоминает она. — Я вот так повернулась к нему и говорю: «Ты ведь русский мужик! Что ж ты лошадь запрячь не можешь?! А я откуда умею? Я — учительница, у меня и лошади-то никогда своей не было». Он винтовку опять на меня нацелил, кричит: «Застрелю!» Я ему: «Это будет напрасно. Ты же русский, и русскую убивать будешь? И тебе не стыдно!»
Выручил тогда Татьяну Матвеевну пожилой односельчанин — запряг-таки лошадь. А она тех мгновений, когда смотрела в дуло направленного на нее оружия, никогда уже не могла забыть. Как не может забыть и голодных послевоенных лет.
— Ой, голодали! Учителям только 15 соток давали. А семья у меня большая: дети, муж, свекровь. Нам не хватало картошки даже, не только хлеба, — грустно рассказывает хозяйка.
-Знаете, как было? Школа, а между школой и колхозом — поле такое, где горох сеяли. Еще горох не взошел, а мои детки со школы идут, этот горох собирают и едят. Один колхозник это увидел и мужу моему говорит: «Дети ваши уничтожают колхозный урожай». Предупредил. Ну, вот так и жили, а что было делать?!
Спросили Татьяну Тимофеевну, каким она помнит День Победы.
— Я тогда работала в детском доме, — рассказывает она. — А жила километра три оттуда. Выходить приходилось затемно, всяко было. Случалось, по той дороге и волки на людей нападали. Меня Бог миловал. Светло уже стало, я шагаю. Вдруг вижу: от детского дома ко мне много народу бежит. Встревожилась: что случилось, аль кто умер? А они подбегают, обнимают. «Татьяна Матвеевна, война кончилась!» Плачут, я с ними плачу. Вот так.
Побывав на учебных сборах, супруг Татьяны Матвеевны наслушался от коллег о богатствах дальневосточных земель. Какие там могучие леса, плодородные поля и рыбные реки. Орловская область на все это была бедна. Решили переехать в Приморский край. Учителя здесь были очень нужны. Поселились в Чугуевском районе, селе Самарка. Муж стал директором школы, она так и продолжала работать учителем начальных классов. В 1951 году в семье появилась дочь.
В 1973 году Татьяна Матвеевна овдовела. Сын -энергетик, обосновавшийся в Спасске-Дальнем, позвал маму к себе. Так она и оказалась в нашем городе.
— В одном подъезде с бабой Таней я живу с 1984 года, — говорит Ирина Моргунова, соседка Татьяны Матвеевны. — У нас замечательные отношения. Она была как бабушка двум моим сыновьям. Помогала растить, присматривала за ними. Кормила, когда нужно, уроки с ними учила. Очень позитивный человек, добрый, хороший. Раньше она нам помогала, теперь мы — ей.
Вместе с соцработником Анной Колединой Ирина Дмитриевна накрыла праздничный стол. Поздравить 100-летнего юбиляра в этот день приехали глава администрации городского округа Спасск-Дальний Вадим Мироненко и и.о. начальника отдела по ГО Спасск-Дальний департамента труда и социального развития Людмила Великая. Они вручили Татьяне Матвеевне подарок и персональное поздравление от Президента России Владимира Путина.
— У меня уже есть от него открытки, — скромно призналась 100-летняя женщина, приглашая всех к столу. Вновь пошли воспоминания, подсчет внуков и правнуков. Последнее оказалось непростым делом — семья разрослась. А вот сыновья Татьяны Матвеевны до векового маминого юбилея не дожили.
— Я сама себе вопрос задаю: почему так долго живу, ведь мои сыночки уже в земле? И ответа не получаю. Зачем-то Господу это нужно, не забирает меня пока, — грустно говорит хозяйка. — А жизнь была трудная, ой трудная! Безотцовщина, войны, коллективизация, восстановление народного хозяйства. Много раз могла умереть, а вот до сих пор хожу, дышу.
И не просто ходит и дышит. Читает без очков, без них же вдевает в иголку нитку. До недавнего времени (в декабре упала, повредив руку) Татьяна Матвеевна полностью себя обслуживала. Готовила, мыла полы.
— Она для нас, как маячок, яркий пример того, как нужно жить: не тужить, не бояться труда, людям помогать, вдохновлять, вселять надежду, заряжать своим позитивом, — говорят о Татьяне Матвеевне соседи.
Может, в этом и есть секрет ее долголетия?