Пятница, 13-е…

sud

НАРУШЕНИЯ НА УЧАСТКАХ БЫЛИ
Собственно, ответчиком выступала территориальная избирательная комиссия Спасского района в лице ее нового председателя Олега Корытова. В соответчиках числился Крайизбирком, но учитывая, что на предыдущем заседании кроме секретаря комиссии Романа Охотникова присутствовала еще и председатель Татьяна Гладких, становилось ясным, кто тут являлся наиболее заинтересованным лицом. Да и дальнейшее подтвердило непосредственное участие краевой избирательной комиссии в выборах, прошедших 13 сентября на территории Спасского района.
В ходе заседания, состоявшегося в минувшую пятницу, Олег Корытов иск не признал… Напомню, что речь идет о решении ТИКа от 17 сентября, которым выборы депутатов Думы на пяти участках признаны недействительными ввиду серьезных нарушений. Именно это решение и оспаривали представители партии «Родина» и «Партии дела» — они пытались доказать суду, что отмена результатов выборов была ошибкой.
Олег Корытов привел свои аргументы. Точнее, это были аргументы Крайизбиркома, так как председатель ТИК ссылался на таблицу нарушений, составленную коллегами из Владивостока. Среди этих нарушений были как незначительные, так и очень существенные.
Например, на одном участке были перепутаны инициалы избирателя: в одном случае «В. Е.», а в другом – «В. Э.». На одном бюллетене отсутствовала подпись члена участковой избирательной комиссии, выдавшего этот бланк, а на другом подпись члена УИК была сделана поверх белого корректора.
На других участках дела обстояли посерьезней. Так, несколько человек, судя по всему, голосовали дважды: они значились и в протоколе досрочного голосования, и в дополнительном списке избирателей, голосовавших 13 сентября. Где-то были отмечены разные данные паспорта, а в нескольких случаях отличались подписи на заявлении о досрочном голосовании и в списке досрочно проголосовавших.
— Визуально было видно, что это разные подписи, — заметил председатель ТИКа.
В общем, список нарушений был обширным, и его оглашение заняло несколько минут.

ГДЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?
Затем Олегу Корытову стали задавать вопросы.
— Скажите, пожалуйста, вы ссылаетесь на таблицу нарушений, выявленных избирательной комиссией Приморского края, но где в протоколе заседания территориальной комиссии от 17 сентября есть ссылка на эту таблицу? – вопрошал представитель партии «Родина» Эдуард Черторинский.
На это Олег Корытов ответил, что протокол составлен так, как составлен, и если в нем нет ссылки, значит, это упущение секретаря.
— А исследовалась ли на этом заседании первичная документация, поступившая из участковых избирательных комиссий? – продолжал истец. – Или рассматривалась только таблица нарушений?
— Я не присутствовал на данном заседании, я был назначен председателем уже позже. Но думаю, что да.
— А вот эта таблица – она как к вам поступила? Почтой, нарочным, через систему ГАС Выборы?
— Не могу сказать, а это так важно?..
Но похоже, что для истцов все было важно. Обращаясь к суду, Эдуард Черторинский пояснил: было услышано много фактов, но доказательств не представлено. То есть, непонятно, на что ссылается ответчик. Проверить эти нарушения невозможно: документация по четырем избирательным участкам похищена. Да и вообще – все ошибки, указанные ответчиком, являются техническими, и непонятно, как они могли повлиять на волеизъявление народа? Люди-то пришли на участки? Пришли. Проголосовали? Несомненно. А то, что член УИК не поставил подпись или допустил еще какую-то ошибку – это надо спрашивать непосредственно с него, а избиратели-то причем?
Затем слово дали секретарю Крайизбиркома Роману Охотникову – «единственному человеку из присутствующих, находившемуся на том самом собрании», как он сказал. Его речь фактически повторяла доводы Олега Корытова, разве что звучала она более уверенно. Сказывались долгий опыт работы и юридическое образование.
Он рассказал, что на заседании ТИК он говорил об отмене результатов голосования по всем участкам и признании выборов несостоявшимися, так как нарушений было много. Его тоже спросили: исследовалась ли на заседании первичная документация, поступившая из участковых комиссий? Оказалось, что нет.
— А вы предлагали членам ТИК ознакомиться с ней? – поинтересовался представитель «Партии дела» Александр Шемелев.
— Предлагал, но никто не воспользовался.

ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ
Затем приступили к допросу свидетелей, и первой была вызвана бывший председатель ТИК Галина Горошанская. Из ее показаний следовало, что на заседании ТИК 17 сентября присутствовали представители Крайизбиркома: Охотников, Бондакова, Литвинов и Оськин. Кстати, и в день выборов некоторые из них присутствовали в Спасском районе…
Таблица нарушений, на которую все ссылаются, появилась в избирательной комиссии непосредственно перед заседанием – ее передал кто-то из вышеназванных товарищей, сообщила Галина Горошанская. Экземпляр таблицы был один, поэтому все ознакомиться с ней не могли. А первичная документация в помещении была, но ее никто не исследовал.
— А предложение по пяти спорным участкам – от кого оно исходило? – спросил Александр Шемелев.
— Возражаю! – поднялся со своего места старший помощник прокурора Руслан Ли. – Это наводящий вопрос!
— Вопрос не снимается, — сказала судья. – Отвечайте…
— Охотников рассказывал о нарушениях, а Оськин настаивал, — ответила Галина Петровна.
— Вы воспринимаете Охотникова как эксперта? – спросил Александр Шемелев.
— Да… Я доверяла ему в знании закона.
— А почему вы согласились с его доводами? Вы же не проводили исследования первичной документации?
— Это вопрос доверия…
Из дальнейшего стало понятно, что первоначально ТИК планировал провести заседание 14 сентября и утвердить итоги выборов, так как никаких заявлений о нарушениях к ним не поступало. Но председатель Крайизбиркома Татьяна Гладких просила отложить проведение заседания, ссылаясь на некие нарушения и говоря, что есть жалоба.
— О какой жалобе идет речь? – поинтересовалась судья.
— Я не знаю. Но Татьяна Валерьевна мне скидывала по вотсапу фотографии, что нарушения есть. Там была разбросанная документация…
Когда ТИК отложил заседание, продолжала Галина Горошанская, представители Крайизбиркома начали проверку первичной документации. Затем последовала просьба Татьяны Гладких: заседание отложить на максимально возможный срок. Так как на это отводится лишь пять дней, то заседание и было назначено на 17 часов 17 сентября. Да и началось оно на 40 минут позже, так как не вся документация еще была проверена.
— А собиралась ли комиссия уже после этого заседания, когда в суд поступили иски партии «Родина» и «Партии дела»? – спросил Александр Шемелев.
— Да, мы проводили собрание и признали решение заседания 17 сентября ошибочным.
— А почему вы 17 сентября приняли такое решение?
— Считаю, что на меня оказывали давление. Во-первых, сама ситуация нештатная: проверка документации, просьбы Гладких. И штабу «Единой России» не понравились результаты голосования…
— Кто вам это сказал?
— Оськин. Он пригласил меня в кабинет главы, где заседал штаб «Единой России», и там Оськин говорил, что недоволен результатами выборов.

ПОД ДАВЛЕНИЕМ
Вызванный в качестве свидетеля заместитель председателя ТИК Роман Краевский сообщил, что не считает ошибки, выявленные на пяти участках, существенными.
— А почему же вы проголосовали «за»? – последовал резонный вопрос.
— Потому что Крайизбирком считал их существенными. И к тому же, это были последние часы для принятия решения – до 24 часов оставалось всего ничего. Поэтому и согласились. Хотя у многих членов комиссии и у меня лично было иное мнение.
— Голосование было под давлением? – поинтересовался старший помощник прокурора.
— Да.
— Но Крайизбирком настаивал на отмене выборов по всем сорока участкам. Почему же по пяти вы стали на их сторону, а по другим нет?
— По остальным участкам нарушения были менее существенными…
Секретаря ТИКа Ольгу Седову, ведшую протокол заседания 17 сентября, спросили, велась ли аудиозапись. Оказалось, что да.
— А где сейчас эта запись? – поинтересовался старший помощник прокурора.
— Удалила. Я записывала на телефон, там память ограничена, а заседание длилось пять часов. Я трое суток расшифровывала, потом удалила.
— А почему протокол такой краткий, если велась аудиозапись? – спроси Руслан Ли.
— Мало было времени…
— Трое суток?..
— Так прокуратура запросила протокол на второй день…
И кто-то на задних рядах, где сидели зрители, не выдержал – прыснул от смеха…
Ее тоже спросили, оказывалось ли давление на членов комиссии со стороны Крайизбиркома. Она ответила утвердительно.
— А в чем именно заключалось давление?
— Сказали: если вы не примите это решение, будем судиться.

ИСКИ — УДОВЛЕТВОРИТЬ!
После исследования доказательств, среди которых фигурировали несколько жалоб в Крайизбирком и объяснения жителей Владивостока, нанятых для подкупа избирателей в Спасском районе, последовало заключительное слово прокурора. Руслан Ли подчеркнул, что представители Крайизбиркома указывали на нарушения именно по всем участкам, но члены ТИК согласились лишь с доводами по пяти участкам. Следовательно, никакого давления в прямом смысле на них оказано не было, их решение были свободными и независимыми, основанными на избирательном законодательстве.
— Полагаю, что доводы истцов несостоятельны, поскольку решение принималось на основании проверки, и никто и членов территориальной комиссии не заявлял, что надо исследовать первичную документацию, — сказал он в том числе.
Последовали прения сторон, в ходе которых участники процесса еще раз пытались обратить мнение суда на те или иные аспекты дела. Запомнился эмоциональный пассаж Александра Шемелева, который заметил:
— В то время, как в Приморском крае в единый день голосования проходили десятки выборов, добрая половина избирательной комиссии края побывала именно в Спасском районе. И дошло до смешного, когда председатель Крайизбиркома просила передвинуть сроки итогового заседания…
А представитель Крайизбиркома Роман Охотников сказал в своей речи:
— Здесь много говорилось о давлении с нашей стороны, но давили, судя по всему, не так сильно, так как члены ТИК проголосовали лишь по пяти участкам, хотя на других нарушения были более существенными…
Понятно, что прозвучало это слегка иронично, но вряд ли Фемида оценила юмор…
Решение суда для представителей обеих избирательных комиссий прозвучало неожиданно: иски партии «Родина» и «Партии дела» удовлетворить и признать незаконным решение ТИК от 17 сентября 2015 года.
На вопрос, будут ли они обжаловать решение суда, Роман Охотников ответил уклончиво: «Сначала надо ознакомиться с полным текстом решения суда».
Теперь на очереди другое заседание: 19 и 20 ноября Спасский районный суд будет рассматривать иски прокуратуры города и партии «Справедливая Россия» об отмене результатов выборов.