Узнали сотрудники полиции и Роспотребнадзора Спасска-Дальнего.
В конце прошлого года в Иркутске произошло массовое отравление населения спиртосодержащим лосьоном «Боярышник». Тогда от употребления содержащего метиловый спирт и антифриз ядовитого раствора погибли более 70 человек. После этой трагедии по всей стране прошли рейды, направленные на выявление точек реализации опасной продукции, а также нелицензированного алкоголя. Совместные рейды сотрудников полиции и Роспотребнадзора прошли и в нашем городе. Их результатами с корреспондентом газеты «Спасск» поделился начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в Спасске-Дальнем Сергей СИНЯГОВСКИЙ.
— Наш территориальный отдел Роспотребнадзора предпринял такие же меры, как и вся страна, — сказал он. — Вышло постановление главного санитарного врача № 156 о запрете всей непищевой спиртосодержащей продукции на 30 дней. И в течение всех праздничных январских дней совместно с органами внутренних дел, которым отдельное спасибо, мы проводили проверки объектов торговли. Всего было предпринято 9 рейдов, в ходе которых мы проверили 86 объектов. На 21-м из них обнаружили нарушения в виде реализации товара данного вида. Совместно с органами полиции мы конфисковали 129 литров контрафактной водки и около 30 литров непищевой спиртосодержащей продукции, реализация которой была запрещена.
— Какая конкретно продукция изымалась?
— Согласно постановлению, запрету подлежала вся непищевая спиртосодержащая продукция, кроме стеклоомывающей и парфюмерии. Другие средства, для ванн и прочие, предприниматели и юридические лица должны были изъять из оборота, описать, складировать и хранить до особого распоряжения, то есть не пускать в реализацию. Как выяснилось, многие наши предприниматели это обязательное требование проигнорировали. Мало того, в процессе рейдовых проверок мы увидели в продаже не только «Боярышник», но и целый ассортимент подобной продукции.
— Насколько она оказалась опасной? Проводилась ли ее экспертиза?
— Конечно, мы проверили, какой спирт, этиловый или метиловый, она содержит. Экспертиза подтвердила, что у нас реализуется этиловый спирт. Однако данное обстоятельство не отменяло самого факта нарушения запрета. Неизвестно, куда могла уйти из Иркутска эта произведенная с нарушением технологии спиртосодержащая продукция. Поэтому и остановили продажу, чтобы выяснить пути распространения. Это было необходимо, чтобы иркутская трагедия не повторилась.
— А контрафактную водку вы у кого изымали?
— В тех магазинах, которые не имеют лицензию на торговлю спиртными напитками. При проведении рейдовых проверок мы выявляли наличие нескольких (5-6), иногда и 10 ящиков водки, которые, по уверениям предпринимателей, были приобретены ими для личных нужд. Однако личное пользование подразумевает нахождение продукции дома. Что ей делать в магазине, не имеющем лицензию на реализацию спиртного, я не знаю. Но если она здесь оказалась, то уж извините, понятно для чего. Поэтому мы с полицией данную продукцию конфисковывали, опечатывали до особого решения суда. В таких случаях помимо больших штрафных санкций закон предусматривает еще и конфискацию.
— Какая материальная ответственность предусмотрена для нарушителей?
— За незаконную торговлю налагается штраф: на граждан — от 1,5 до 2 тысяч рублей, на должностные лица — от 3 до 4 тысяч, на юридические лица — от 30 до 40 тысяч рублей. В случае если отсутствует документация, подтверждающая качество и безопасность продукции, ответственность наступает по более суровой статье: гражданам штраф — 1-2 тысяч рублей, должностным лицам — 10-20, предпринимателям 30–40, а юридическим лицам — от 100 до 300 тысяч рублей.
— По какому принципу выбирались предприятия для проверки?
— Проверялись предприятия, которые ранее уже уличались в нарушениях, и те, что отдалены от центральной части города. Как показывает практика, большинство нарушений в реализации данных видов продукции осуществляется в отдаленных сёлах и на окраинах города.
— Предупреждали ли вы их о предстоящем визите?
— Предупреждение проводится при проведении плановых или внеплановых проверок. В данном случае проводилась рейдовая проверка совместно с органами внутренних дел. Поэтому предупреждения мы не делали, да и смысла не было: в стране произошла трагедия. Проверки проводились для того, чтобы изъять опасный товар у тех безответственных торговцев, что нарушили запрет.
— Почему в отчете для СМИ о результатах рейдовых проверок не указаны ни точный адрес торговой точки, ни имена предпринимателей-нарушителей? Разве спассчане не должны знать тех, кто ради наживы готов рисковать здоровьем и жизнью своих покупателей?
— Полностью данная информация выложена на сайте Роспотребнадзора. Там есть и фамилии, и фотографии вывесок этих магазинов. В данном случае мы не скрываем от широкой общественности этих «героев». Но иногда мы это делаем, как правило, в тех случаях, когда нарушение не влечет за собой столь драматических последствий, предприниматель оперативно устраняет все замечания и больше, как говорится, не грешит. Зачем портить ему деловую репутацию? Но в случае нарушений, которые представляют угрозу жизни или здоровью потребителей, мы адресов и имен не скрываем и выкладываем на сайт исчерпывающую информацию.
— И всё же, неужели, чтобы инициировать рейды, нужно, чтобы кто-то отравился? Почему бы не работать на предупреждение трагедий, подобных иркутской?
— Если рассматривать данный случай, то здесь отравление населения произошло в результате того, что в непищевую спиртосодержащую продукцию был добавлен метанол или метиловый спирт, который является ядом. При производстве данной продукции должен использоваться этиловый спирт. Здесь произошла подмена. В плане запаха, вкуса, цвета метиловый спирт практически не отличается от этилового. Чтобы отличить один от другого, в метиловый спирт специально добавляют денатураты. Вся непищевая спиртосодержащая продукция не предназначена для употребления внутрь. Мы не можем исключить из своей жизни парфюмерные средства или что-то еще только из-за того, что определенная часть населения с низкой социальной ответственностью употребляют ее не по назначению. В данном случае произошла трагедия. Чтобы она не повторилась, вышло постановление, запрещающее реализацию данной продукции.
— Планируется ли продолжение рейдовых проверок?
— Конечно. 27 января вступило в силу постановление, которое продлило еще на 60 дней запрет на реализацию непищевой спиртосодержащей продукции. Рейды будут продолжены. Наша совместная работа с органами внутренних дел, надеюсь, приведет к тому, что мы уберем из торговли эту некачественную продукцию. Хотелось бы, чтобы предприниматели, которые по закону несут ответственность за соблюдение санитарных правил, серьезно задумались над тем, что нажива не должна быть важнее здоровья людей.
— Если люди заметят запрещенную продукцию в какой-либо торговой точке, куда в таком случае следует обращаться?
— Обращаться нужно к нам в территориальный отдел Роспотребнадзора (т.2 — 42 — 67), а проще — в органы внутренних дел на 02, и мы проведем очередной совместный рейд, изымем опасный товар и накажем виновных.