18 января исполнилось 50 лет со дня гибели Леонида Трепалина, лётчика, ценой своей жизни спасшего сотни спассчан.
Об этой дате, придя в редакцию «Спасска», напомнил военный пенсионер Василий Ралдугин, человек, с чьей подачи в 2013 году в рубрике «Спасск уходящий» вышла публикация «Иначе сгорим от стыда» о бедственном состоянии захоронения лётчиков на городском кладбище. Судьба Аллеи лётчиков тогда оказалась небезразличной другому спассчанину, предпринимателю Константину Ватуличу. Вместе с коллективом своего предприятия он построил на месте могил авиаторов, погибших при исполнении служебного долга и во время испытания новой авиационной техники, общий мемориал.
Однако этим, считает Василий Николаевич, долг спассчан перед лётчиками до конца не исполнен. Еще в 2013 году он говорил, что необходимо найти в военных архивах информацию о каждом из похороненных и собрать документы на посмертное награждение одного из них, капитана Трепалина, за совершенный им подвиг.
— 18 января 1967 года многие жители нашего города с удивлением наблюдали за медленно летящим со стороны аэродрома Хвалынка истребителем «Як-28», — рассказывал Василий Ралдугин. — Самолет двигался на малой высоте и горел. Вскоре за селом Спасским раздался глухой взрыв. Самолет пилотировал старший лётчик капитан Леонид Трепалин.
Полёт не задался сразу. Вскоре после взлёта в одном из двигателей начался пожар. Лётчики получили команду на катапультирование. Но по глиссаде мощная реактивная двухмоторная машина с бомбами и боезапасом ракет ( «Як-28» летел «бомбиться» на Лебединое озеро за с. Новосельское) должна была рухнуть в самой густонаселенной части села Спасского. Капитан Трепалин приказал штурману покинуть борт, а сам стал уводить самолет в поля, тянул до последнего. Взрыв колоссальной силы в жилом секторе — страшно представить, сколько могло быть невинных жертв!
— Катапультируйся он несколькими мгновениями раньше, возможно, остался бы жить. А так погиб от осколков взорвавшегося самолёта. Ему было всего лишь 36 лет. Подвиг? Да!!! — рассуждал рассказчик. — Он сознательно уводил машину подальше от населенного пункта и знал, чем рискует. И погиб, спасая людей. В день похорон Леонида Трепалина весь Спасск вспоминал одну песню: «Огромное небо», сложенную в память о таком же подвиге, совершенном ранее в Германии.
Весной 1966 года в небе над Берлином на самолете той же конструкции (неудачной, возгорались двигатели) в схожей ситуации погибли советские летчики Юрий Янов и Борис Капустин. Отказавшись катапультироваться, увели самолет с неработающими двигателями подальше от жилых кварталов. Оба посмертно были награждены орденами Красного Знамени.
— А подвиг капитана Трепалина по непонятным причинам так ничем и не был отмечен! — изумляется Василий Ралдугин. — А ведь он спас жизни не только многих спассчан, но и своего штурмана, которого силой вытолкал из самолёта. Почему же он остался без награды? Не пора ли исправить эту несправедливость? Хотелось бы, чтобы городской Совет ветеранов заинтересовался этим подвигом и совместно с военкоматом сделал запрос в архив Министерства обороны, а администрация города и общественность ходатайствовали о награждении капитана Леонида Трепалина посмертно. В то время как Россия в День Победы и в День памяти и скорби поднимает наши Бессмертные полки, «мирный» подвиг советского лётчика не должен предаваться забвению.
Леонид Иванович Трепалин родился 31 марта 1931 года в г. Агрыз Татарской АССР в семье железнодорожников. Окончив среднюю школу №10, Леонид поступил в Лётное училище. После его окончания служил в войсках. Последнее место службы — в/ч 21261 г. Спасск-Дальний.
P.S. Всех свидетелей подвига капитана Леонида Трепалина, имеющих сведения о нём и о самом герое, редакция просит откликнуться.