Прародитель Приморского цементного завода

СПАССКИЙ ЦЕМЕНТ

В течение десятилетий историю производства цемента на спасской земле писали три завода – Приморский, Спасский и Новоспасский. Каждому было предназначено свое время, своя судьба. И каждый из них, хоть был мощнее и современнее предыдущего, развивался на основе опыта предшественника. Даже самый первый, так как он продолжил дело завода из Забайкалья.

 

Прародитель Приморского цементного завода

Известно, что изобретенный в начале 19 века новый материал – цемент – нелегко приживался в устоявшейся строительной практике. Сначала он был малоизвестен и дорого стоил, поэтому прошло несколько десятилетий, прежде чем он стал популярным и незаменимым.

Огромную роль в широком распространении цемента в Российской империи сыграло начавшееся в 1891 году строительство Великого Сибирского пути – железной дороги протяженностью 7 200 верст от Челябинска до Владивостока, который также назывался Транссибом. Правительство вкладывало огромные деньги в этот стратегический замысел, но столкнулось с большими сложностями в организации работ в отдаленном крае. Они были связаны не только с малой изученностью местности и климата сурового региона, дефицитом рабочих рук, но и с отсутствием здесь промышленности строительных материалов, в первую очередь цемента. А ведь именно он требовался в значительных количествах для сооружения многочисленных быков под мосты, тоннелей, перронов, производственных зданий и вокзалов, других капитальных объектов магистрали.

Ситуация складывалась серьезно. В европейской части страны уже несколько заводов выпускали цемент, кое-где даже высокомарочный и вполне конкурирующий с заграничным, но снабжение им строительства Транссиба увеличивало стоимость одиннадцатипудовой бочки с 4,5 рублей до 33,43 рублей. К тому же доставка цемента сначала по морю во Владивосток, а потом по реке Амур выходила сложной и долгой. Учитывая, что упаковкой для цемента того периода были деревянные бочки, то при транспортировке в связи с утруской возникли бы значительные потери продукции.

Инициативу в решении проблемы проявил инженер путей сообщения Григорий Адрианов, который занимался изысканиями Забайкальской железной дороги. Он понял, что удовлетворить нужды строительства сможет постройка цементного завода на месте. Разведанные им запасы цементного сырья и проведенные лабораторные испытания показали перспективность такого подхода. В двух предложенных инженером местах стоимость бочки цемента оценивалась по 16,2 и 21 рублю.

Министерством путей сообщения не были предусмотрены средства на завод, поэтому в 1895 году это дело, стоящее 1,5 миллиона рублей, перешло в частные руки. Основателем двух новых цементных предприятий стал благовещенский купец-золотопромышленник Харлампий Тетюков. Один завод был построен на железнодорожной станции Заиграево вблизи города Верхнеудинск (ныне называется Улан-Удэ), второй – в четырех километрах от станции Баян возле станицы Сретенской (ныне город).

Завод возле станции Баян начал производить цемент 1 февраля 1896 года. В каталоге Всероссийской выставки, проходившей в Нижнем Новгороде, есть его описание: «Завод построен в 1895 году на левом берегу р. Шилки в четырех верстах от поселка Кокертай Куенгскаго станичного округа. Машины и все инструменты были выписаны из Германии завода Нагель и Кампе в Гамбурге. Производство ведется так называемым сухим способом, обжиг цемента производится в патентованных печах Дитша на древесном угле. Производительность завода 40 000 бочек в год, в каждой 10 пудов чистаго цемента. Материалы добываются: известняк в 12 верстах от завода в Большаковской пади близ поселка Болотовскаго, на левом берегу р. Шилки; глина в 25 верстах от завода на правом берегу Шилки близ поселка Ишикал, гипс привозится из-под Иркутска.

Кокертайский цементный завод есть первый в Приамурском крае, до проведения великаго Сибирскаго железнодорожнаго пути никто и не думал о цементе».

Производственный комплекс завода состоял из шахтной печи для обжига полуфабриката цемента – клинкера (такими печами, создающими неимоверно тяжелые условия для рабочих, были оборудованы все цементные предприятия того времени), шести мельниц с каменными жерновами: три для помола известняка и три для помола клинкера, два паровых котла небольшой мощности, в 1903 году была установлена шаровая мельница. За качеством цемента следила собственная лаборатория. За три с половиной года завод увеличил мощность в 14 раз и выпускал до 150 десятипудовых бочек цемента в сутки (24 тонны).

Рабочих насчитывалось около ста человек, большая часть из них была китайцами. Они устроили при заводе и по линии железной дороги поселение из маленьких фанз.

Строительство Транссиба проходило в несколько этапов и состояло из шести отдельных участков, но цемента Кокертайского и Брянского заводов (так назывался завод на станции Заиграево) на всю зону строительства не хватало. Первоначальным объектом снабжения была Забайкальская железная дорога, которая шла от южного побережья Байкала до Сретенска. Основные работы завершились на ней в 1900 году. Параллельно в 1897-1903 годах велось строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), предназначенной для соединения центральных районов России с Владивостоком, Порт-Артуром и портом Дальний через территорию Маньчжурии. В 1902 году началось строительство небольшого по протяженности, но самого сложного участка – Кругобайкальского (КБЖД), получившего позднее название «Золотая пряжка стального пояса России». Когда в 1905 году его строительство было закончено, спрос на цемент заметно снизился.

Потребности местного населения в цементе были незначительными и не могли стимулировать увеличение производства. Для рекламы в 1900 году была выпущена брошюра об использовании этого строительного материала. В ней объяснялись преимущество и выгода применения цементного раствора в сравнении с известковым, были даны экономические расчеты расхода цемента на определенный объект и разная другая практичная информация. Для подтверждения надежности, прочности и качества подобных построек желающие приглашались на Кокертайский цементный завод, «где в 1899 году построено первое в Сибири бетонное здание, в нем на бетонных же фундаментах расположены большие паровые машины, паровая мельница для помола обожженного цемента и прочее».

Используя существующие транспортные возможности, Кокертайский завод мог бы наладить поставку продукции в другие географические регионы. Конкретно на восточный участок Транссиба, где требовалось много цемента. Однако разыгравшиеся аппетиты местных казаков в виде повсеместного взвинчивания арендной платы на землю, заставили хозяев искать другое место для своего производства. В результате в 1906 году завод просто был остановлен. Именно с принятия этого важного решения началось становление цементного производства на спасской земле.

 

Приморский цементный завод (1907-1918 гг.)

В начале 20 века на пространстве от Благовещенска до Владивостока по-прежнему отсутствовало производство вяжущих строительных материалов, не считая нескольких маленьких известковых заводов. Но здесь еще продолжались масштабные стройки Владивостокской крепости, Амурской и Уссурийской железных дорог, и спрос на цемент был значительный. Например, в 1907 году, даже когда основные оборонительные сооружения крепости уже были готовы, во Владивосток ввезли более 9,5 тысяч тонн отечественного цемента и почти 4,8 тысяч тонн импортного.

Опорой купца Тетюкова в цементном деле в Забайкалье были члены его семьи. Брянским цементным заводом управлял его второй сын Анатолий, а Кокертайским – зять Михаил Ратомский. Первый завод выпускал по 20 тысяч бочек цемента в год (3 200 тонн) и сохранил сбыт продукции даже в условиях снижения темпов железнодорожного строительства. Предприятие прекратило работу только в 1917 году.

Новый цементный завод Михаил и Анатолий (отец умер в 1901 году) приняли решение построить в Приморской области. Перспективное место для его расположения было найдено возле станции Евгеньевка (с 1967 года Спасск-Дальний), в пяти верстах от которой обнаружились объемные запасы сырья. Предприниматели создали Товарищество «Приморский портланд-цемент» и для увеличения капитала привлекли средства богатейшего владивостокца Льва (полное имя Хаим Лейба Шимон) Скидельского. Распорядителем Товарищества стал М. Ратомский.

Михаил Иосифович Ратомский был состоятельным и образованным человеком, по происхождению дворянином, по вероисповеданию – римско-католиком. В 1882 году он окончил Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) с квалификацией инженера-механика. В 1893 году, в возрасте 33 лет, в Градо-Благовещенском Кафедральном новом Соборе сочетался браком с Еленой Тетюковой, которой тогда было 22 года.

18 сентября 1906 года М. Ратомский заключил со Спасским обществом крестьян договор аренды на 50 десятин земли. С востока участок граничил с полосой отчуждения казенной Уссурийской дороги, с юга – с наделом крестьян деревни Воскресенка. В документе было написано (сохранена пунктуация оригинала): «Спасское общество крестьян, в силу настоящаго договора, предоставляет Ратомскому полное право: а/ построить на вышесказанном земельном участке по его, Ратомскаго, усмотрению: цементный завод, постройки для помещения людей, животных и припасов, всякие здания и сооружения и проложить к нему телефоны, водопроводы, железнодорожные и другие подъездные пути и т. д., а равно и эксплоатировать все вышесказанное по его, Ратомскаго, усмотрению, б/ добывать и эксплоатировать по его, Ратомскаго, усмотрению все ископаемые и другие материалы, находящиеся на вышесказанном земельном участке. Одним словом, Ратомский имеет право распоряжаться и пользоваться вышесказанным земельным участком, его недрами и произведениями, а равно и эксплоатировать таковые, без малейшего ограничения со стороны Спасского общества крестьян и без всякаго их вмешательства.

Если Ратомский, его наследники заявят свое желание по истечении девятилетнего арендного срока продолжать дальнейшее арендное содержание вышесказанного земельного участка, то Спасское общество крестьян не имеет права отказать в этом».

Еще часть земли под будущий цементный завод была арендована у крестьян села Воскресенка. Общая площадь вместе с месторождениями составила 70 десятин земли (76,3 гектаров) с платой по 50 рублей за десятину в год.

Место для размещения производства было выбрано чрезвычайно удачно, о лучшем невозможно было даже мечтать. В непосредственной близости с двумя смежными сопками Спасского месторождения известняков залегала цементная глина. Наличие развитой лесопромышленности обеспечивало предприятие нужным количеством материала для изготовления бочек, а обжитые в этой местности крупные сёла Зеньковка, Спасское, Черниговка и поменьше – Воскресенка, Прохоры, Хвалынка, Дубовская, Красный Кут гарантировали постоянное наличие рабочих рук. Совокупность этих условий обеспечивало производство цемента по низкой себестоимости и сулило экономический успех.

Предприниматели старались быстрее наладить дело. Строительство завода началось весной 1907 года, хотя разрешающий его «Билет» был получен только в июне.

В конце текущего года еще одним учредителем компании стал синдикат строительных материалов «Товарищество торговли цементами Юга России» (Цемент-Круг). Доли участников теперь распределились таким образом: А. Х. Тетюков имел 10 процентов паев, М. И. Ратомский и Л. Ш. Скидельский – по 25 процентов, Цемент-Круг – 40 процентов. Сумма паев автоматически определяла роль каждого в делах Приморского завода, влиянии на принятие решений. Однако главный учредитель не мог оперативно распоряжаться и управлять ситуацией, так как находился в Петербурге, А. Тетюков постоянно проживал в Заиграево, у Л. Скидельского было еще много других предприятий, так что все вопросы пришлось решать одному М. Ратомскому. Он также оказался единственным руководителем строительства, поэтому рабочие стали ошибочно считать завод только его собственностью.

Из Кокертая вслед за директором-распорядителем прибыли в Приморье несколько рабочих с семьями. Завод планировалось пустить в короткий срок, поэтому строительство развернулось сразу по всему фронту. Одновременно рылись ямы и заливались фундаменты под печь обжига и мельницы помола сырья, угля, цемента. Прокладывались дековильные пути (узкоколейные дороги с конной тягой) для летней подвозки сырья из карьеров. Возводилось котельное помещение, возле которого летом 1908 года была пробурена стометровая артезианская скважина. Рядом с машинным отделением строилась бондарная мастерская по изготовлению бочек для тарирования цемента. Возводились жилые дома для руководителя и главных специалистов, бараки для рабочих. Орудиями производства были лопаты, кирки, тачки, козлы для поднятия тяжестей. С Кокертайского завода были перевезены металлические листы для корпусов цехов.

Недостатка в людских ресурсах не ощущалось. На строительство привлеченные возможностью заработка пришли крестьяне ближайших селений, крестьяне-ходоки, китайцы.

Стоимость Приморского цементного завода составила миллион рублей. Современное технологическое оборудование было заказано и произведено в Германии. В это время для обжига клинкера уже стали применяться вращающиеся печи. В феврале 1908 года начался монтаж первой линии, который велся руками русских рабочих под руководством немецких специалистов.

Первая печь была длиной 40 метров, диаметром 2 метра, ее производительность составляла 3 тонны клинкера в час. В производстве были задействованы по две дробилки для известняка и глины и одна для угля, четыре сушилки для угля и сырья, два холодильника клинкера, три двойных шаровых мельницы системы Круппа и две системы Пфейфера, две вальцевых мельницы. Почти все механизмы приводились в движение паровыми машинами с помощью огромного количества ременных передач, длина которых равнялась 2 162 метрам. Общая мощность силовых установок имела 1 100 лошадиных сил. Обрабатываемое сырье между отдельными машинами продвигалось с помощью транспортеров, различных элеваторов или просто перевозилось вагонетками. Производство продукции контролировала собственная лаборатория.

В августе 1908 года завод вступил в строй. Цемент получился хорошего качества и был быстро реализован. До конца года удалось выработать 9,8 тысяч тонн. Растущий спрос на продукцию позволил предпринимателям купить вторую печь обжига, которая начала эксплуатироваться в 1912 году, увеличив мощность завода до 250 тысяч бочек в год (40 тысяч тонн).

Цементный завод имел большое хозяйство. Его обслуживали несколько подсобных мастерских – бондарная, механическая, кузнечная, котельная, столярная, литейная и другие.

Рабочие проживали в двух бараках с двухъярусными нарами. Наверху размещались холостяки, внизу – семейные с детьми. Кухонь для приготовления пищи не было, варили там, где спали. Только в 1914 году люди сумели добиться разделения помещений на «номера» для семейных и холостяков. Всего при заводе жили около 40 семей. Остальная часть коллектива приходила на работу из своих селений.

Заготовка сырья производилась подрядным способом. В первые годы в карьерах работали преимущественно русские. Позже их потеснили китайцы, потому что их труд был дешевле. Китайскими бригадами руководил человек по имени Ван Ха Чи. Он сам проводил набор рабочих, вел за ними учет, один раз в месяц выплачивал зарплату с вычетом за питание. В 1912 году китайцы отстроили для себя двухэтажную каменную казарму (здание до сих пор стоит на территории Спасского цементного завода), в которую иногда вмещалось до 400 человек. Здесь была неблагополучная обстановка, часто происходили пьянство и кражи. Китайские рабочие увлекались опиекурением.

В 1915 году М. Ратомский выдвинул инициативу преобразовать Товарищество в акционерное общество, в котором через Цемент-Круг и Л. Скидельского произошло слияние русского, французского и английского капиталов, составившего в сумме 2,5 миллиона рублей.

Приморский цемент отгружался по казенным заказам, в первую очередь на нужды железных дорог и военного ведомства. В 1913 году была отправлена небольшая партия в Маньчжурию. Частным лицам доставалось лишь 12-15 процентов от всей произведенной продукции. Работа завода не покрывала потребностей в цементе на территории Приморской области, и в торговый порт Владивостока он продолжал ввозиться извне.

В 1917 году после свершения Октябрьской революции начался закат цементного завода. В декабре прекратилось производство клинкера, в январе 1918 года печи остановились из-за ремонта топок паровых котлов. С февраля по июнь 1918 года на цемент было размолото около 120 тысяч бочек клинкера, а потом завод полностью затих, так как в июне стало понятно, что в условиях интервенции и Гражданской войны он работать не сможет.

(Продолжение следует.)

 

И. КОНОВАЛОВА,

заведующая музеем Спасскцемента,

член Союза писателей России.

На этой странице фото из музея Спасскцемента.

 

Подготовлено в рамках проекта «Родной свой край люби и знай».