На каждой странице знакомые лица
На встречу с учениками в школу № 5 пригласили капитана милиции в отставке, ветерана боевых действий Семёна Васьковского, подполковника в отставке, ветерана боевых действий в Афганистане, кавалера трёх орденов Александра Кульбеду, подполковника милиции в отставке, члена Общественного Совета при МО МВД России «Спасский» Сергея Кокоулина, подполковника внутренней службы в отставке, председателя Совета ветеранов МО МВД России «Спасский» Татьяну Иванову.
Акция началась с исполнения гимна Российской Федерации. Затем участники встречи почтили минутой молчания выпускников школы № 5, которые проявили мужество и доказали любовь к Родине ценой своей жизни. В школьном музее бережно хранятся документы и фотографии героев: Станислава Подкосова, погибшего при исполнении воинского долга в Республике Чечня, Алексея Пушило и Евгения Симонова, павших смертью храбрых во время СВО на Украине.
Ведущие – педагоги Яна Югай и Анастасия Волкова пригласили участников к открытому диалогу. Обсуждались вопросы: «героями рождаются или становятся?», «как обычный человек становится героем?», «что вдохновляет человека на бескорыстные и смелые поступки?». Вопросы были общими для участников, а вот ответы отличались, ведь у каждого свой жизненный опыт. Сергей Кокоулин отметил, что именно семья, окружающие люди влияют на становление человека как личности. Это становление продолжается всю жизнь. А человек становится героем, когда готов пожертвовать своей жизнью ради других.
Яна Югай заметила, что выпускники школы, ставшие героями, были активными и ответственными.
– Евгения Симонова знала лично, он считал себя обычным человеком, но всегда говорил, что «если Родина позовет, встанет на защиту, готов сделать все, что от него потребуется», – сказала она.
Запомнился участникам рассказ Александра Кульбеда. Ветеран – выпускник школы № 5, называл школу «своей», тепло вспоминал учителей и товарищей. Александр Иванович считает, что смелость начинается с любви к своей малой Родине, с уважения к старшим, семье, школе.
– Что значит быть героем? Прикипеть душой к родным местам, честно выполнять присягу, долг перед страной, отметил он. – Выполняя воинский долг на Украине, в Венгрии, Германии, Монголии, в Афганистане я всегда вспоминал родной дом, хотел вернуться на Дальний Восток.
В ходе обсуждения ребята отметили, что именно совесть является главным мотивом для совершения смелого поступка. В подвигах героев – история страны. Интерес вызвали вопросы по сохранению исторической памяти. Как сохранить нашу историю в период информационной войны? Что должны знать наши современники о Великой Отечественной войне? О военных конфликтах в Афганистане, Чечне, Сирии, Украине?
Ветераны отвечали на вопросы, приводили примеры из военной службы. Семён Васьковский рассказал о службе на Северном Кавказе, об особенностях украинского национализма. Ветеран уверен, что в школе нужно больше уделять внимание военной истории.
Сергей Кокоулин поведал о событиях, которые происходили в годы Великой Отечественной войны на Украине, обозначил причины обострения современного конфликта, напомнил о целях специальной военной операции. Отметил, что существует уголовная ответственность за экстремизм.
– Чтобы не вернулся фашизм, нужно не допускать варварского отношения к исторической памяти, – сказал он.
Огромный интерес вызвали воспоминания Александр Кульбеда:
– После Афганистана, в 1988 служил на Украине. Видел своими глазами, как постепенно уничтожалась память людей о событиях Великой Отечественной войны. Служил в Прибалтике (в Риге), не раз замечал неоднозначное отношение к русской истории и идеологии. Я сам родом из Белоруссии, осел на Дальнем Востоке и горжусь тем, что здесь дружно живут люди разных национальностей.
Взрослые напомнили ребятам про такие источники информации, как документальные книги и фильмы, основанные на реальных событиях. Школьников познакомили с «Книгой памяти защитников Отечества города Спасска-Дальнего, Спасского и Чкаловского районов, погибших в годы Великой Отечественной войны» (автор – Александр Бачурин, историк, член Союза писателей России). В этой книге собраны исторические факты и реальные судьбы спассчан, участников Великой Отечественной войны.
Интерес у ребят вызвало задание: назвать исторический факт, событие, которому посвящены фильмы «Нюрнберг» и «Мальчик в полосатой пижаме»…Участникам предложили посмотреть фильмом «Навсегда», сюжетом которого стали военные события в Керчи.
К разговору о том, как сохранить историческую правду, активно подключились и школьники: «Стоит ввести в школу уроки военной истории!», «Важно интересоваться историей», «Встречаться с ветеранами и вести записи их воспоминаний», «Чаще приглашать на открытые разговоры ветеранов и участников событий», «Посещать исторические музеи», «Развивать школьный музей!» – говорили они.
Акция «Знание. Герои» закончилась экскурсией в школьный музей «Летопись МБОУ СОШ № 5». Куратор школьного музея школы № 5 Татьяна Косолапова, методист Центра воспитания ГО Спасск-Дальний представила ветеранам экспозиции, собранные педагогами и школьниками: фотолетописи школьной жизни, документы и вещи участников военных событий. Интерес вызвали фотографии послевоенных лет:
– На каждой странице – знакомые лица! – с волнением отметил Александр Кульбеда.
Ветеранам предложили пополнить школьный музей экспонатами и вместе с педагогами проводить уроки исторической памяти.
Я не мог поступить иначе
В школу № 3 на встречу к ребятам пришли: участник специальной военной операции на Украине Александр Клышко, ветеран боевых действий, председатель правления местного отделения «Боевое братство» Николай Бодня, ветеран боевых действий, член местного отделения «Боевое братство» Александр Кульбеда, полковник в отставке, ветеран боевых действий Игорь Власов.
Каждый из гостей рассказал о том, как начиналась и складывалась в дальнейшем их военная карьера, в каких боевых действиях им пришлось побывать, о разных ситуациях, которые с ними случались, о героических поступках своих сослуживцев.
Ребята слушали с большим интересом, задавали серьезные вопросы. Также разговор шел о необходимости служить в армии, о любви к Родине, о выполнении служебного долга перед своим народом. В диалоге была затронута тема помощи нашим солдатам, которая приходит из тыла. Письма с теплыми словами от земляков и посылки с родного края греют душу каждому военнослужащему, поддерживают их боевой дух. Это очень важное и нужное дело. Встречи были волнительными и запоминающимися для ребят. Такие встречи способствуют воспитанию чувства гордости за свою страну. На конкретных примерах воспитанники увидели, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества настоящего человека.
Александр Клышко рассказал о своей жизни:
– В 1985 году я окончил Высшее пограничное военно-патриотическое училище. В далекие 90-е годы некоторое время жил в Донецкой республике и в Луганске. И вот, спустя 33 года, снова оказался в тех краях, но уже в качестве участника СВО. Имея военное образование и понимая, что мирным жителям и ребятам, которые находятся на СВО, нужна помощь, я не мог поступить иначе.
Александр Витальевич рассказал о жизни российских военнослужащих, находящихся на СВО. Сам он служил в добровольческом батальоне «Тигр» Их батальон принимал участие в боевых действиях, которые шли в Угледарском направлении. Повоевать ему пришлось во многих местах: и под Волновахой, Павловкой, Егоровкой, Кирилловкой, Угледаром.
В заключение мероприятия председатель совета местного отделения «Боевое братство» Игорь Власов вручил педагогическому коллективу школы № 3 грамоту за большой вклад в патриотическое воспитание молодежи.
Статья подготовлена в рамках проекта «Учитель. Педагог. Наставник»